На той неделе проводили мероприятие, посвященное 70-летию художника Станислава Косенкова. Раздумывала, написать пост или нет. И тут прозвучала критика со стороны мужа: что информации о художнике мало, людям интересно, а ты (то есть я) с этой информацией не делишься, а еще менеджер информационных ресурсов! Исправляюсь, информацией делюсь. Еще и предлагаю посмотреть ролик на музыку Рахманинова.
Наша Белгородчина удивительно богатый край, и богата она не только своими лучшими в мире чернозёмами и железной рудой, но, прежде всего, талантливыми людьми. Многие белгородцы достигли успеха и на военном, и на трудовом поприще, в литературе и искусстве.
Один из ярких представителей нашего края — художник Станислав Степанович Косенков. Его работы известны не только у нас в стране, но и в дальнем и ближнем зарубежье. Творчество этого художника вошло в летопись истории нашего края, а яркие, неповторимые работы ещё долго будут радовать жителей Белгородчины и их потомков своей красочной выразительностью, светлой элегической образностью и своеобразной символикой.
Станислав Степанович Косенков родился через 3 месяца после начала Великой Отечественной войны. Мать Станислава — Ефросинья Ивановна Косенкова ехала в телеге из села Киселево в село Рождественку (ныне Яковлевский район). По дороге, в селе Сажное, у нее начались роды. И 11 октября 1941 родился будущий художник. Ефросиния Ивановна Косенкова так и не вышла больше замуж. Так всю жизнь и осталась верна памяти своего мужа - Степана Егоровича Косенкова, погибшего впервые дни войны, в 24 года от роду.
Об отце он знал только по фотографиям и рассказам. Тоска ребенка, не знавшего своего отца, красной нитью проходит через все его творчество, и практически во всех его циклах, работах присутствует ребенок, детство которому «улыбнулось лишь краешком губ». Казалось бы, маленький Станислав был простым деревенским мальчишкой, разве что долго смотрел на звезды, знал название каждой травинки и цветочка и дольше всех деревенских мальчишек сидел на берегу реки.
Первый шаг к будущей карьере художника Косенков сделал еще в школьные времена, когда в Непхаевской школе объявили конкурс на лучший рисунок, Станислав оказался победителем, это его окрылило и способствовало его дальнейшему увлечению художественным ремеслом.
В 1956 году после окончания школы он поступил в Курское художественно-графическое педучилище, где принимает участие в своей первой выставке. Профильной подготовки у Станислава Степановича не было. Первые уроки рисования дал ему солдат-инвалид, который вернулся с фронта в село. Вот с такой «подготовкой» приехал в Курск будущий художник. По рисунку получил отлично, но когда перед ним поставили натюрморт, то он обыкновенной кисточкой для клея пытался «мазать белилами чашку» — как говорил сам Косенков. За его спиной стояли городские ребята, которые закончили либо детскую художественную школу, либо брали частные уроки у профессиональных художников, и хохотали. Обливаясь слезами, Косенков пришел в приемную комиссию и сказал, что не готов поступать, и попросил вернуть документы. Тогда преподаватель, который пожалел деревенского мальчишку, сказал: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Жизнь подтвердила правоту этих слов.
Станислав Степанович Косенков не любил рассказывать о своих достижениях, он просто занимался любимым делом. В тот же вечер на встрече одногруппников художник увидел ту самую учительницу черчения, она подошла к Косенкову и сказала: «Славочка, прости меня старую за то, что я тебе тогда такое сказала!». Но художник поцеловал ей руку и ответил: «Напротив, это был толчок, чтобы я под действием ваших слов сделал всё, чтобы стать художником!»
Творческий потенциал и индивидуальность рано проявились в характере Косенкова. Он очень любил читать, всю жизнь собирал книги и пластинки. Продолжил свое обучение Станислав Степанович в Харьковском художественно-промышленном институте на отделении графики, куда поступил в 1962 году. Дипломные работы Косенкова попали на Всесоюзную выставку дипломных работ выпускников художественных вузов в городе Москве в 1967 году — в год окончания учёбы. Его дипломная работа носила название «Интернационал».
Большое внимание художник уделил работам, посвященным роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский «пришел» в жизнь Косенкова совершенно случайно, это было задание Воронежского книжного издательства. В первый раз прочитать Достоевского Косенкову пришлось в 29 лет, художник нашел, насколько близко ему творчество писателя. В 1969 году приступил к работе над «Преступлением и наказанием». За цикл работ к «Преступлению и наказанию» он дважды в 70-х годах в Брно и Лейпциге получает золотые медали на биеннале книжной графики.
Косенков проделал колоссальную работу, представил большое количество гравюр и победил. По условиям конкурса должен был отправиться в Италию преподавать в частном художественном учебном заведении. Он уже встретился в Москве с устроителем конкурса с итальянской стороны, где было оговорено, что Косенков пробудет в Италии два-три месяца, что в Милане будут арендованы залы для выставки работ «русского маэстро», что специально будет куплен печатный станок, и молодые художники смогут присутствовать при таинстве создания гравюр «самим Косенковым», что «маэстро» сможет проиллюстрировать и выпустить (тиражом 100 нумерованных экземпляров) библейскую «Песнь Песней», что можно будет подняться на реставрационные леса и буквально потрогать, понюхать роспись потолка Сикстинской капеллы. Надо ли говорить, как загорелся Станислав Степанович! Во-первых, — сама Италия. Во-вторых, поехать мэтром в Мекку искусств! — разве это не победа? В-третьих, какие заманчивые творческие предложения! Косенков сразу бросился делать наброски к «Песни Песней»… Косенков не попал в Италию.
На его телефонные звонки Москва отвечала невнятным бормотанием о финансовой сложности момента. Молчание итальянской стороны осталось тайной.
В 1973 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина приобретает 5 иллюстраций С. С. Косенкова к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского.
В 1987 году Косенков приступает к работе над циклом «Детство». В этой серии художник как будто объясняется со зрителем с помощью символики. Работы из цикла «Детство» исполнены эхом войны, безотцовщиной, болезнями, смертями, горем. Серия «Детство» раскрывает всю правду жизни военного и послевоенного времени. В них ничего не приукрашено, они глубоко проникнуты людскими бедами.
Началом создания этого цикла были иллюстрации к повести Е. Дубровина «В ожидании козы», подтолкнувшие художника к осмыслению судьбы детей, родившихся от тех, кто погиб на фронте и чье детство, как и его собственное, было «помечено» фугасом Великой Отечественной войны.
В поиске нравственных ответов в классике, Косенков обращается к поэзии Пушкина. В 1984-87 годах художник работает над созданием иллюстраций к «Руслану и Людмиле». По словам самого художника, если человек «осознал в себе самую малую толику Пушкина», он «начинает поверять в жизни все содеянное им самим и творимое другими».
Косенков три года проработал над «Русланом и Людмилой». Можно только представить степень его погружения в эпоху, в плоть и дух поэмы, в пушкинское письмо.
Станислав Степанович поражает и восхищает различными подходами в раскрытии темы малой родины. Неторопливый, спокойный ритм движений. Пластичны позы, плавны и размеренны жесты героев поэмы В. Шаповалова «Медвяный звон». Используя классические приемы мировой графики, С. С. Косенков обращается то к твердому и к плотному штриху, то уводит зрителя в легкий, как бы сходящий на нет мир линий. Этот мир завораживает и околдовывает. Он органично сливается со стилистикой поэмы «Медвяный звон» и зачастую помогает читателю зримо ощутить всю прелесть наполненного медвяным звоном дня.
Жизнь Станислава Косенкова оборвалась в расцвете творческих сил - 26 марта 1993 года. Словно предчувствуя недоброе, он ночью стучался в двери областной больницы, но ему никто не открыл. Утром его нашли мертвым во дворе этой больницы.
Есть поговорка, весьма справедливая и для Косенкова: «Мы русские, а потому грустные». Но свет у Косенкова пробивался в любой трагической теме. Очищение в его лучших работах, как и учили древние греки, происходит через катарсис, высшее переживание.
За несколько десятилетий им было создано большое количество работ в живописи, рисунке, графике, линогравюре. Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале.
Печатная графика – это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски. Каждый такой оттиск (будь их хоть тысяча) признается оригиналом, подлинником – при условии, что он просмотрен автором и собственноручно им подписан.
С. Косенков очень много работал и на линолеуме, и на пластике. Прежде всего следует отметить, что он создал в этой технике свои, пожалуй, наиболее значительные и глубокие произведения. Это серии «Детство» (1975-76), «В ожидании козы» (1976), «Стога» (1976) и «Прохоровское поле» (1985-86).
Первым цветом печатался весь запланированный тираж (20-40 экз.) А затем художник продолжал резать эту же доску. Он срезал некоторое количество линолеума и печатал второй цвет более темной краской. Затем снова резал и печатал всё более и более темным цветом, в итоге на оттиск ложилось до семи слоев краски. От линолеума к последнему прогону оставался лишь маленький кусочек, всё остальное было срезано. Смелость и уверенность художника потрясает: ведь к предыдущему этапу вернуться невозможно, той доски уже нет! Нельзя откорректировать резьбу любого из предшествовавших прогонов, нельзя изменить оттенок цвета. Что сделано – то сделано. Обычно граверы тщательно берегут свои доски, потому что с них можно отпечатать новые варианты, что-то подрезать, подчистить, поискать иные цветовые сочетания – а Косенков отважно, не оглядываясь, шел вперед.
Впрочем, этот недостаток оборачивается достоинством. А именно: цветная гравюра, отпечатанная с одной доски, абсолютно уникальна. Если автор создал 20 экземпляров, то гарантировано: новых оттисков никогда не появится. Доска уничтожена, не с чего печатать.
Из множества замечательных работ этого человека хочется выделить цикл «Житие не одной бабы». Это цикл о судьбах русских женщин послевоенного времени. Все женщины разных возрастов, у каждой по-своему сложилась судьба. Неслучайно именно женщинам посвятил этот цикл художник, ведь именно их он считал апостолами русской истории. Красота, изображенная Косенковым, походит на ту, которая раскрывается в православных иконах. Сама композиция произведений немного напоминает крест, образованный перекрестьем женской фигуры и горизонта. Всмотритесь в лица этих женщин: нет в этих лицах ни тени озлобления, корысти, тщеславия, несмотря на то, сколько горя им пришлось пережить за годы жестокой войны, упавшей на хрупкие женские плечи. Такие вот русские женщины во все времена нашей истории и проносили веру через всю свою жизнь и бережно передавали потомкам. По замыслу художника изображаемые им «равноапостольные» русские женщины должны были – каждая – держать в руках ту или иную икону.
К большому сожалению, из двенадцати задуманных работ цикла было создано всего лишь три.
В 1995 году указом губернатора Белгородской области Евгения Савченко и экс-мэра города Белгорода, Георгия Голикова мемориальный был открыт музей-мастерская Станислава Степановича Косенкова. Музей работает в городе Белгороде в мастерской художника по адресу: ул. Князя Трубецкого, 52. Время работы с 9 до 18 часов ежедневно. Выходные - суббота и воскресенье. В связи с неудобным расположением (в жилом доме) музей не может принимать группы более 25 человек за раз. О посещении музея просьба предупреждать по телефону.
Произведения белгородского художника хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах- музеях И.Тургенева и Н.Лескова в Орле, Ф.Тютчева в Брянской области… Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича, в Белгороде.
Спасибо за пост. Очень интересно. И за душу берет.
ОтветитьУдалитьПишите, когда хочется, не сомневайтесь!Если о том, что самой интересно писать или говорить, обязательно это найдет совего читателя или как Цицерон говорил, зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего.
И как хорошо,когда есть рядом с нами те, кто подбодрит, и в спинку нежненько подтолкнет:-) А то бы мы без такого поста замечательного остались.
Медведь-краевед,читаю ваш комментарий и улыбаюсь. Устала за день, ноги гудят, а после прочтения комментария усталость ушла, готова даже ужин приготовить внеплановый:)
ОтветитьУдалитьХорошо, буду писать, а то уверенности немного не хватает. Спасибо за поддержку!