Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Искусство создавать акции


В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. Иногда какое-либо мероприятие называют акцией неоправданно.

Не случайно  консультация называется «Искусство создавать акцию». А это значит, что организовать, провести акцию совсем не просто. Сначала вникнем в семантику этого термина. 
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:
·        благотворительные,
·        протестные,
·        в поддержку чтения.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1.     Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2.     Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3.     Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4.     Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5.     Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6.     Состязательность (конкурсы, турниры);
7.     Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.;
8.     Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.   

Остановимся подробнее на пошаговом создании акции.

Шаг № 1. Определение информационного повода.
Повод для акции может быть любой:
·        значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная  и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
·        значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт, катастрофа и др.);
·        проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
·         проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
·        проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
·        реализация программы, проекта в библиотеке .
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2. Определение целевой аудитории.
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
·        Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
·        дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
·        молодые родители. Многие библиотеки начинают работать с этой аудиторией буквально с первых месяцев беременности мам;
·        читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø муниципальные служащие и др.;
·        массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции.
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4. Составление плана.
Он включает:
·        определение темы акции;
·        определение цели и задач акции;
·        название, девиз;
·        определение даты (место, время) проведения;
·        разработка положения о проведении акции;
·        распределение и закрепление ответственных за акцию;
·        составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
·        рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
·        подготовка атрибутов акции;
·        подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
·        определение сметы акции.

Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции.
 Ранее уже говорилось, что акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п..
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
Ø встречи с писателями, известными людьми;
Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
Ø опросы, анкетирования, тестирования;
Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 6. Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
Ø А что делать, если будет плохая погода ?
Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется ?
Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7. Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
·        ход мероприятия в целом;
·        наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
·        общую эффективность мероприятия;
·        отклики в СМИ на проведенную акцию;
·        отзывы участников акции.
Такой анализ поможет сделать выводы, уроки и рекомендации, которые необходимо учесть при составлении последующих мероприятий. А самое главное – удалось ли донести ту ключевую мысль, идея которой вкладывалась в акцию. Ведь, по сути, смысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий.
Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?

На примере акции «Читающий студент», проведенной НГОУНБ им. Ленина, рассмотрим все этапы ее организации и проведения.
Примерная программа акции
·        открытие акции в Белом зале библиотеки;
·        анкетирование студентов в стенах библиотеки и в вузах;
·        конкурс эссе «Слово о любимой книге»;
·        опрос «Голосуем за книгу» с помощью SMS-сообщений канала мобильной связи TELE 2;
·        дискуссия «Человек читающий» на форуме библиотечного сайта;
·        опрос «Писатели – лидеры Интернет-форума»;
·        заключительное мероприятие «Библиотечная тусовка».

1. Акция посвящена году молодежи.
2. Участники акции – студенты вузов.
3. Цель акции: организовать обмен впечатлениями от прочитанного, познакомиться с мирами чтения друг друга и открыть для себя новые книги.
4. Задачи акции:
·        создание условий для ориентации в лучшей литературе, выдержавшей проверку временем и признанной таковой самими читателями;
·        формирование у читателя навыков выбора нужной для него книги, составления собственного мнения о прочитанном, совершенствование навыков ведения дискуссии;
·        вовлечение в процесс акции, чтения  нечитающих студентов;
·        стимулирование читательской деятельности самих библиотекарей.
5. Удачное название «Читающий студент» и девиз «Создай свое будущее - читай!».
6. Продолжительность акции – 2-3 месяца. Это оправданно поставленными задачами акции.
7. Партнерами акции стали:
·        библиотеки города и области;
·        учебные учреждения;
·        местные СМИ;
·        общественные молодежные движения;
·        книготорговые организации;
·        фирмы, ориентированные на молодежную аудиторию: компании сотовой связи, туристические фирмы, спортивно-развлекательные центры, магазины молодежной моды, спортивных товаров.
8. Информация об акции (условия, мероприятия, поощрения) размещены в вузах, в общественных местах, библиотеках, СМИ. Информационное сопровождение  шло на протяжении всей продолжительности акции.
9. Разработана интересная программа акции: ее открытие с участием почетных гостей и партнеров; опросы, конкурсы, дискуссии; заключительный праздник с чествованием победителей и активных участников акции.
10. Для успешного проведения акции была разработана рекламная продукция:
·        флаеры с девизом акции;
·        открытки-приглашения с программой акции;
·        листовки с высказываниями о чтении известных людей;
·        книжные закладки;
·        рекомендательные списки: «Эти книги читает весь мир», «Люди, книги, карьера», «Книги для жизни», «Обсуждают в Интернете, прочитай» и др.;
·        аннотированные рекомендательные списки лучших молодежных, познавательных, литературных сайтов.
Акция прошла успешно: было много активных участников, литературные пристрастия студенческой молодежи были интересными и разнообразными, ход акции освещался в разных СМИ, среди награжденных были и читатели наших библиотек.
Необходимо отметить, что все условия организации и проведения рассмотренной акции выполнены.

Мы уже с вами называли 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками.
1.     Протестные:
·        «Нет наркотикам», «Зона риска», «Право на жизнь», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля» и др.

2.     Благотворительные акции (в помощь библиотекам, другим нуждающимся):
·         «Поможем друг другу», «Библиотека - читателю, читатель - библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и др.

·        Добрый Нижний, «Подари тепло души своей», «Корзина радости».

3.     В помощь продвижению чтения можно выделить несколько видов акций:
Общего характера:
«Мир чтения», «Чтение – как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать — это здорово!», «Дед Мороз читает книгу», "Запиши друга в "Маяковку", «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс", «Читающий город», «Читающий трамвай, автобус, такси», «Письмо ровеснику: Я хочу  рассказать о книге…», «Удиви родителей» и др.
Акции тематические:

"В согласии с природой - в согласии с собой", "Прочитай книгу о войне",  «Прочитаем книгу по истории России», "Твой символ", «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и др.

Акции для молодых родителей:
В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др.

Акции к юбилейным литературным датам
Акции по одной книге, по творчеству одного писателя
Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях)
Искусство создавать акцию – это искусство создавать событие, используя имеющиеся ресурсы, опыт и внутреннее чутье, четко осознавая ответственность за тот результат, который будет получен.
Статья отсюда

6 комментариев:

  1. Спасибо за наводку! Отличная статья.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо тому, кто написал, я эту статью лишь нашла и перепостила:)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, очень полезно, интересно и познавательно!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. И все равно спасибо, а то самим бы пришлось выискивать. Копирую себе в методическую копилочку :)

    ОтветитьУдалить
  5. Замечательно, готовый ответ на многие вопросы по этой форме мероприятия. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже статья именно поэтому и понравилась. Пользуйтесь на здоровье!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...