Путешествуя в очередной раз по любимым сайтам библиотек, увидела интересный материал по тактильным книгам. Прочитала, заинтересовалась. Нашла еще много полезной и интересной информации. Во время знакомства с материалами появилась идея новой программы работы библиотеки. Во что эта идея выльется и как дальше разовьется, покажет время. А сейчас я вам предлагаю познакомиться со статьей о тактильной книге, о том, как ее сделать.
Что такое «тактильная книга».
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Этапы изготовления тактильной книги
Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги.
Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться.
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
Материалы
Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т. д.
Рекомендуемая тематика книг
Не ограничена! Могут быть рекомендованы:
Художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки.
Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т. д.
Рекомендации по изготовлению тактильной книги
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых момен-тов; для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обога-щение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Особые пожелания к количеству и качеству изображений:
1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть от 1 до 5 предметов.
Изображения должны быть легко осязаемыми.
Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка может быть не воспринята ребенком, поскольку «кошка не может быть «платьицем»).
Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.
к методу подачи материала:
Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди, сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например, эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.
Общие требования:
Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
Книга не должна быть тяжелой.
Страницы должны быть приятными на ощупь.
Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.
Методы изготовления:
Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
Можно широко использовать различные аппликации.
Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Этапы изготовления тактильной книги
Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги.
Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться.
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
Материалы
Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т. д.
Рекомендуемая тематика книг
Не ограничена! Могут быть рекомендованы:
Художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки.
Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т. д.
Рекомендации по изготовлению тактильной книги
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых момен-тов; для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обога-щение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Особые пожелания к количеству и качеству изображений:
1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть от 1 до 5 предметов.
Изображения должны быть легко осязаемыми.
Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка может быть не воспринята ребенком, поскольку «кошка не может быть «платьицем»).
Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.
к методу подачи материала:
Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди, сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например, эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.
Общие требования:
Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
Книга не должна быть тяжелой.
Страницы должны быть приятными на ощупь.
Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.
Методы изготовления:
Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
Можно широко использовать различные аппликации.
Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.
очень интересная статья. спасибо. с пользой
ОтветитьУдалитьПожалуйста! Я когда прочитала статью,только тогда поняла, что тактильные книги можно делать самим! И это так меня взбудоражило, что начала искать материал, читать, представлять, как книга делается и идея всё больше и больше развивается. Ведь такие книги можно предлагать и читать не только слабовидящим и слепым деткам, но особым детям с другими заболеваниями. Для них такие книги тоже нужны!
ОтветитьУдалить