Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 17 августа 2011 г.

Здравствуй, племя младое, библиотечное

К нам в понедельник в  библиотеку пришёл на работу молодой дипломированный специалист - Рада. Знакомство с библиотечной работой началось со статистики (куда ж без неё, любимой). Затем начали обслуживать читателей, а это - формуляры, записи в них, поиск  книги. За три дня сделано: статистики - 2 раза; обслужено читателей - около 60 человек; выдано книг - приблизительно 200; записано новых читателей - 15 человек; расставлено книг - около 300 (с учетом новых поступлений);подготовлена и оформлена выставка - 1 штука (сюда входит и паспорт выставки); беседа о профессии и видении работы - 2 раза; беседа по душам - 2 раза; обед - 3 раза; знакомство с родителями - 1 раз.
 Для начинающих библиотекарей хочу порекомендовать учебно-практическое пособие "Курс начинающего библиотекаря", который увидела на сайте Центральной публичной  библиотеки Новоуральского городского округа. Здесь только небольшая часть, следующую часть опубликую позже.

«Курс начинающего библиотекаря» 
 Учебно-практическое пособие
Родионова Ирина Петровна, заведующая отделом организационно-методической работы
Старорусская централизованная библиотечная система
 Центральная городская библиотека им. Ф. М. Достоевского

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё.


Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец.
Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.
 

Что такое библиотека?

Библиотека -
это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Основные функции библиотеки —
информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Абонент библиотеки —
это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное библиотекой как ее постоянный пользователь.

Библиотечная услуга —
конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации, массовые мероприятия и пр.).

Документ —
социальная информация, зафиксированная на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования.

Централизованная библиотечная система (ЦБС) —
библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства.

Центральная библиотека — головное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами и обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание на основе единого СБА.

Библиотека-филиал —
структурное подразделение, работающее под руководством центральной библиотеки.

 Какими документами располагает библиотека?
Каждая библиотека формирует, обеспечивает хранение и использование своего библиотечного фонда. В состав фонда, как правило, входят непериодические, периодические и продолжающиеся издания, рукописи, аудиовизуальные материалы и электронные документы.

С чего начать? Подробно ознакомьтесь с составом и расстановкой библиотечного фонда своей библиотеки.

Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей видеозаписей, звукозаписей и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного пользования и хранения, всесторонне раскрываемая с помощью справочно-библиографического аппарата.
Приемом и технической библиотечной обработкой документов занимается отдел комплектования и обработки центральной городской библиотеки (ЦГБ).
Библиотека-филиал на основе изучения состава и использования имеющегося фонда, потребностей читателей принимает участие в комплектовании и докомплектовании книжного фонда.
Комплектование - отбор и планомерное приобретение произведений печати и других документов, соответствующих по содержанию задачам библиотек и потребностям читателей.

Каждая библиотека-филиал, учитывая потребности читателей, самостоятельно выбирает периодические издания для подписки. Подписка оформляется каждые полгода.

Проанализируйте, какие периодические издания не пользуются спросом у ваших читателей. В отделе комплектования и обработки ЦГБ ознакомьтесь с каталогами периодических изданий и произведите замену, которая не должна превышать выделенные на подписку вашей библиотеки средства.

Каждая книга в фонде библиотеки на титульном листе имеет штемпель и инвентарный номер, а на переплете (обложке) в верхнем левом углу и на обороте титульного листа в верхнем левом углу — шифр (классификационный индекс и авторский знак). Шифр указывает точное месторасположение книги в библиотечном фонде.

Шифр

28.4 — Классификационный индекс
В 16 — Авторский знак

Классификационный индекс — условное обозначение отрасли знания, вопроса или предмета, к которому относится по своему содержанию книга. Книги классифицируются по специальным таблицам, в которых дается перечень делений с соответствующими индексами.  Авторский знак состоит из первой буквы фамилии автора (или первой буквы заглавия книги, если автор не указан) и двух цифр, соответствующих начальным буквам фамилии или заглавия. Определяются они по пособию для алфавитной расстановки книг (Хавкина Л. В. Авторские таблицы. Двухзначные).
Учет библиотечного фонда - комплекс операций, обеспечивающих получение точных сведений о величине, составе и движении фонда. Учету подлежат все виды произведений печати и материалы, включаемые в библиотечный фонд.
Основными единицами чета библиотечного фонда для всех видов изданий и неопубликованных материалов являются экземпляр (кроме газет). Основной единицей учета объема фонда газет является годовой комплект, дополнительной — подшивка.
В библиотеках применяются два вида учета — суммарный и индивидуальный.
Суммарный (количественный) учет устанавливает точные сведения о составе и величине фонда, обо всех происходящих в нем изменениях. Формы учета: «Книга суммарного учета», «Книга учета библиотечного фонда».
Индивидуальный учет — регистрация каждого отдельного экземпляра издания, поступившего в фонд или выбывшего из него. Каждому поступающему в фонд ЦБС изданию присваивается единый инвентарный номер, независимо от числа экземпляров и времени их поступления.

Инвентарные номера не присваиваются брошюрам и другим изданиям, объемом менее 49 страниц, журналам, специальным видам технической литературы и документации. Инвентарный номер проставляется на карточке учетного каталога. В целях сохранности карточек и контроля за правильной порядковой нумерацией ведется «Журнал регистрации карточек учетного каталога». В ЦБС суммарный и индивидуальный учет осуществляет отдел комплектования и обработки.

Учет журналов ведется каждым структурным подразделением на основании регистрационных карточек.

Регистрационная журнальная карточка

Проверьте правильность заполнения регистрационных журнальных карточек в своей библиотеке.

Учет изданий, принятых взамен утерянных, ведется в специальной тетради учета сведений об утерянных и принятых взамен изданиях. Подразделения ЦБС в установленные отделом комплектования и обработки сроки составляют акт об исключении утерянных изданий и акт о поступлении принятых изданий. Акты вместе с формулярами на утерянную литературу и с принятыми изданиями направляются в отдел комплектования и обработки. Дальнейший учет этих изданий производится обычным порядком.

Библиотекарь вправе потребовать от читателя, взамен утерянного идентичное издание или равноценное.

 Исключение литературы. Библиотека-филиал не предназначена для вечного хранения документов, поскольку не является библиотекой депозитарного типа. Практически все скомплектованное ею, за малым исключением, по мере уменьшения спроса и потери актуальности должно исключаться из фонда для того, чтобы уступить место более актуальной литературе. Если книги относятся к числу «нестареющих», они подвергаются физическому износу.
По причине «Морально устарели» исключаются из фондов массовых библиотек издания, полностью утратившие свою информативность и актуальность в политическом, научном и производственном отношениях или в связи с выходом аналогичных произведений, освещающих вопрос более полно и точно, в свете современных научных знаний, в форме, соответствующей современным требованиям.
По причине непрофильности исключаются из библиотечных фондов документы, не соответствующие профилю комплектования библиотеки по содержанию, читательскому назначению или иным признакам, ошибочно приобретенные в порядке текущего комплектования. По этой же причине из библиотечных фондов могут исключаться излишние экземпляры изданий.
По причине ветхости, наступившей вследствие воздействия одного из перечисленных ниже факторов, документы исключаются из библиотечных фондов в следующих случаях:
естественное старение полиграфических материалов;
физическая изношенность изданий в результате использования читателями (книговыдачи);
преднамеренная порча изданий читателями (в тех случаях, когда конкретный виновник не может быть установлен);
порча в результате хранения изданий в условиях, не соответствующих установленному стандарту;
порча в результате стихийного бедствия.
Ветхими считаются документы, пришедшие в непригодное для использования состояние и, не поддающиеся реставрации, или когда восстановление их экономически нецелесообразно.
Учет изданий, выбывающих из фонда, производится на основе актов. В ЦБС акты на списание из фонда изданий и материалов оформляются в структурном подразделении системы. Затем акты, составленные в подразделениях ЦБС, направляют в отдел комплектования и обработки, где на основании их исключают издания из единого фонда ЦБС.
Расстановка фонда — порядок размещения документов на стеллажах, определяемый объемом фонда, его назначением и составом документов. Расстановка фонда должна быть понятной, способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища, приближать к месту выдачи наиболее важные части фонда, создавать условия для правильного хранения фонда, обеспечивающие сохранность.
Виды расстановки: систематическая (расположение изданий по отраслям знания); тематическая (расположение изданий в пределах той или иной темы различных отраслей знания), предметная (расположение изданий по определенному предмету в целях удовлетворения повышенных запросов читателей). Выбор того или иного вида расстановки зависит от условий обслуживания читателей.
Открытый доступ дает возможность читателям осуществлять непосредственный поиски выбор произведений печати и других документов в фонде библиотеки. На абонементах и в читальных залах на открытом доступе выставляется большая часть фонда.
В читальном зале для читателей обязательно должны быть открыты фонды справочной литературы (энциклопедии, словари, справочники). Открытый доступ к фондам не распространяется на малоспрашиваемые и многоэкземплярные издания (на полках открытого доступа выставляется не более трех экземпляров одного названия).  Книги и брошюры расставляются в систематическо-алфавитном порядке в соответствии с полочными индексами. Систематическо-алфавитная расстановка может сочетаться с тематической расстановкой и внутриполочными выставками.
Внутри каждого деления книги и брошюры располагают в алфавите авторов и заглавий. Произведения одного автора расставляются в следующем порядке:
полные собрания сочинений;
собрания сочинений;
сочинения;
избранные произведения;
сборники;
отдельные произведения.
Общее направление расстановки книг на стеллажах — сверху вниз и слева направо. Журналы и газеты подшивают в подшивки и расставляют отдельно от книг.  Организация фондов в детских библиотеках при открытом доступе определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей разных возрастных групп.
Расстановка книг для детей производится в соответствии с таблицами ББК для детских библиотек. Литература для дошкольников и учащихся 1-х классов расставляется в общем алфавите в соответствии с условным обозначением «Д», которое проставляется над авторским знаком. Систематическо-алфавитная расстановка детской литературы применяется в сочетании с тематическими и жанровыми выставками.
В библиотеках для взрослых, обслуживающих детей, фонд детской литературы должен быть выделен на отдельные стеллажи.
На торцевой части каждого или группы стеллажей должны быть указатели с наименованием отдела согласно полочным индексам, а также отсылки в смежные отделы.
Библиотекарь должен постоянно проверять правильность расстановки фонда в часы для внутренней работы и в санитарные дни.
Одно из основных требований к размещению фонда в условиях открытого доступа — правильная расстановка стеллажей, которые располагаются таким образом, чтобы с рабочего места библиотекаря просматривались проходы между ними.
Какую долю фонда, и какие именно документы следует выставлять для открытого доступа, библиотекарь вправе решать сам, исходя из величины фонда и помещений библиотеки. Чем проще и понятнее организован фонд, чем больше порядка на полках, тем обозримее фонд.
Ценную в том или ином отношении литературу — ходовую, дорогую, малоэкземплярную — смело выставляйте напоказ, но возле своего рабочего места. Пусть читатель видит эти книги и не думает, что самое лучшее от него спрятано. Не выставляйте больше одного — двух экземпляров каждого названия, иначе читатель решит: раз одинаковых книг много, значит их никто не читает, и, следовательно, они не интересны.
На открытом доступе держите только опрятные, целостные документы. Пусть они имеют подержанный вид, — это лишь дополнит интерес к ним, но если они повреждены, это явно приучает читателей не уважать библиотечную книгу, а с ней и библиотекаря, которому, как думает читатель, безразлично — все ли страницы имеет выдаваемая книга.
В тех библиотеках, где помещение не позволяет организовать открытый доступ ко всему фонду, открывают некоторые отделы, представляющие наибольший интерес для основного контингента читателей данной библиотеки или устраивают развернутые выставки на ту или иную тему.

Проверьте правильность расстановки своего книжного фонда, согласно имеющимся разделителям.


5 комментариев:

  1. Спасибо. Как всегда радуете интересной и оч полезной информацией!
    "Курс молодого бойца" для юных библиотекарей старый биб.зубр прочитала с большим интересом.
    Всё по делу. Но я за более неформальный язык.
    Как у Ди Снайдера в "Курсе выживания для подростков":)
    Интересно, писал ли кто-то из коллег-методистов советы, шпаргалки и напоминалки библиотекарям-котятам Гав в этом жанре?

    ОтветитьУдалить
  2. БиблиоМенеджер19 августа 2011 г., 14:40

    Честно говоря, таких советов я не видела. Они есть, я в этом уверена, но лежат себе тихо-мирно в папках и ждут своего звёздного часа.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот бы их звёздный час поскорее настал! На радость молодым бойцам биб.фронта и их наставникам:)

    После того, как даю для знакомства пару-тройку книг с закладками "новобранцам", потом всегда приходится переводить "с библиотечного на русский":)

    В Мурманске нет колледжа, где готовили бы библиотекарей. В лучшем случае приходят на работу в библиотеки филологи. Поэтому "Курс молодого бойца" - актуальная находка! Я Вам оч признательна за пост и за ссылку.

    Для меня процесс погуржения в любимую профессию идёт почти 3 десятка лет. Интересен, безнраничен, бесконечен. Озадачивает другое: я училась библиотечному делу 2 года в Карельском КПУ и 5 лет в ЛГИКе. Как научить за несколько месяцев азам профессии на рабочем месте...

    ОтветитьУдалить
  4. Медведушка, как вы сами говорите, что "процесс погружения... идет почти 3 десятка лет", так что не стоит ожидать от молодежи много. За три месяца-то молодой боец не станет полководцем, нужна практика,практика и еще раз практика. Но дать хотя бы азы - это мы сделаем обязательно. Я попыталась выбрать самое основное, универсальное, потому что в каждой библиотеке свои правила, вот их-то и нужно изучать на месте.
    Тем и хороша наша профессия, что учиться нужно всю свою рабочую жизнь:)

    ОтветитьУдалить
  5. Процесс погружения в профессию - это немножко другое.

    Я о том, что на качество обслуживания читателей не самым лучшим образом сказывается процесс овладения профессией библиотекаря в полевых и в боевых условиях.
    И о том, как нелегко порой приходится заведующей библиотекой проводить "Курс молодого бойца".

    Практика само собой. Но овладение практикой при изначальном отсутствии профессиональных базовых знаний...

    Конечно, был бы ученик, а учитель найдется. Некоторым молодым специалистам передавать свои знания и опыт - одно удовольствие. Но, бывает, и за голову хватаешься:)

    В общем-то, всё как всегда: не бывает простых ответов на сложные вопросы. А то, что стали появляться такие публикации для молодых бойцов - это здорово.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...