#зажгисиним, #2апреля, #аутизмговорит
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный
день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен
резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была
выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Библиотека-филиал №19 присоединилась к этой дате и подготовила тематическую подборку «Зажги синим», на которой представлены книги, журнальные статьи посвященные проблеме аутизма. Также представлены памятка «Что такое аутизм» и памятка «7 фактов об аутизме».
Аутизм
- это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех
лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося
на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от
пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для
аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального
взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ
обработки информации от органов чувств.
По данным органов здравоохранения США,
расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68
детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным
Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом
увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве
детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Причины этого расстройства до сих пор
исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть
наследственность и влияние окружающей среды.
Раннее диагностирование аутизма
и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего
роста и развития человека.
1.
Баенская Е. Р. Возможности
использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми /
Е.
Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. -№
1. - С.46-54.
В данной работе анализируются возможности применения
рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми. Рассматривается основная
направленность, содержание авторского метода сюжетного рисования и возможные
формы его продуктивного использования при разных вариантах синдрома аутизма.
Описанный метод может быть использован и в развивающих занятиях с обычными
детьми, что послужит хорошей профилактикой эмоционально-волевых нарушений в
будущем.
2.
Баенская Е. Р. Нарушения
активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста
/ Е. Р. Баенская // Дефектология. - 2013. -№ 3.
- С.27-34.
В статье рассматриваются и анализируются
различные проявления нарушения поведения самосохранения и
исследовательской активности,
характерные для детей с аутизмом раннего возраста.
3.
Дети и подростки с аутизмом
: психологическое сопровождение / О. С. Никольская,
Е. Е. Баевская, М. М. Либлинг и др. - 2-е изд. - Москва : Теревинф, 2008. - 216
с. - (Особый ребенок).
В книге подробно описываются закономерности проявления
синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в
подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих
детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической
работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. В книге отражены
результаты многолетнего опыта работы специалистов Института коррекционной
педагогики Российской академии образования.
Книга адресована широкому кругу читателей,
интересующихся вопросами оказания психолого-педагогической помощи детям с
нарушениями аутистического спектра: родителям таких детей, воспитателям и
педагогам дошкольных учреждений, психологам, дефектологам, врачам.
4.
Нет «необучаемых» детей : книга о раннем вмешательстве
: [сборник] / Н. Б. Баранова и др. ; под ред. к.б.н. Е. В. Кожевниковой и Е. В.
Клочковой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 345,[1] с. - (Коррекционная
педагогика).
В книгу вошли работы сотрудников Санкт-Петербургского
Института раннего вмешательства. Материалы книги охватывают широкий круг
вопросов - от проблем диагностики до особенностей программ раннего
вмешательства для детей с когнитивными, двигательными, социально-эмоциональными
и множественными нарушениями. Кроме того, в книгу вошли работа шведского
специалиста профессора Б. Берьесона о взаимодействии биологических и социальных
факторов в развитии ребенка и совместная статья профессора Б. Берьесона и
сотрудников Института, посвященная новым подходам к подготовке специалистов для
работы с детьми с особыми потребностями.
Книга может быть интересна профессионалам (педагогам,
врачам, психологам, социальным работникам), которые оказывают помощь детям со
специальными потребностями, а также студентам и преподавателям профильных
высших учебных заведений.
5.
Никольская О. С. Аутичный
ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - 4-е изд., стер. - Москва : Теревинф, 2007. -
284,[2] с., [1] отд. л. цв. ил. : ил. - (Особый
ребенок).
Книга
посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей
– раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического
развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и
семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего
возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так
и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе
опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики
Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Для широкого
круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в
которых растут такие дети.
6.
Переверзева Д. С.
Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском
аутизме / Д. С. Переверзева // Дефектология. - 2010 . -№ 2. -С. 31-39.
В статье проанализированы
современные данные о функциональной организации зрительной системы человека и
представлен план диагностики зрительной когнитивной функции. Описаны
особенности развития данной сферы у детей с синдромом раннего детского аутизма.
Выделены общие и специфические закономерности нарушения ее развития.
Представлена методика коррекции зрительной когнитивной функции с помощью
применения парных призматических линз.
7.
Плаксунова Э. В. Адаптивное
физическое воспитание детей с аутизмом/ Э. В Плаксунова //
Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 3. - С.27-31.
Статья
посвящена актуальным вопросам обучения детей с аутизмом. Организация процесса
обучения детей с аутизмом рассматривается на примере адаптивного физического воспитания,
важность и первостепенное значение
которого не вызывают сомнения. Представлен комплексный системный подход в
выборе путей педагогического воздействия. Выявлены положительные стороны
применения физических упражнений в режиме дня учащихся с аутизмом. Определены
условия, оказывающие существенное влияние на обучение ребенка с аутизмом
выполнению целенаправленных движений. Приведены правила и приемы, рекомендуемые
к использованию в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с
расстройствами аутистического спектра. Перечислены компетенции и психологические
установки специалиста по адаптивному физическому воспитанию
8.
Плаксунова Э. В.
Исследование двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей с
аутизмом / Э. В. Плаксунова // Дефектология.
- 2011. -№ 3. - С. 44-55.
В статье представлены результаты исследования
двигательной сферы учащихся младших классов с аутизмом. Дается описание
программы тестирования моторики. Проводится сравнение с возрастной нормой.
Выявляется динамика развития двигательных умений и отдельных компонентов
моторики у детей с аутизмом.
9.
Реуцкая О. Другой мир «особого»
ребенка: помощь, уход, развитие: книга для родителей /
О.
Реуцкая. - Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ» : Феникс,
2011. - 159 с. : ил. - (Мир вашего ребенка).
Появление
ребенка с нарушениями развития для любой семьи - сложнейшее испытание, при
котором семья нуждается в объективной информации, социальных ресурсах,
поддержке родных и друзей и квалифицированной помощи специалистов.
Родителям «особых»
детей очень трудно справиться с недугом ребенка в одиночку. Но в нашей стране
им практически не к кому обратиться за помощью. Коммерческих центров лечения
детей с патологией нервной системы немного. Мер системной государственной
поддержки нет. Но самое печальное, что в наше время детей с особенностями
развития становится все больше и больше.
Проблемы
зачастую выявляются случайно, подчас стихийно и - самое страшное - запоздало, а
главное, решаются родителями самостоятельно, учитывая финансовые и другие возможности.
В книге
рассказано, как:
с первых
дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться;
находить
контакт с ребенком, понимать его, видеть и чувствовать, что с ним происходит;
шаг за
шагом развивать его познавательные способности, расширять возможности
двигаться, общаться, осознавать себя и окружающий мир;
в тесном
партнерском взаимодействии со специалистами успешно преодолевать многие
трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных
ежедневных дел;
выстроить жизнь своих детей так,
чтобы она приносила им радость, а не превращалась в каскад трудностей,
болезней, преград и разочарований.
10. Рубан О.В. Традиционное русское пестование как метод коррекции
взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра /
О.
В. Рубан // Дефектология. - 2012. - № 4 .-С. 14-22.
В
статье представлен опыт преобразования традиционных приемов русского пестования
младенца его матерью в методы психологической коррекции общения детей с расстройствами
аутистического спектра. Пестование рассматривается как целостная система,
стимулирующая развитие ребенка. Изложены особенности применения фольклорных
форм в коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами
аутистического спектра. Описаны результаты исследования в области развития
взаимодействия в диадах «мать-ребенок» с помощью данного метода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий