Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 27 октября 2012 г.

"Час невыразительного чтения" и другие приемы


Встретились интересные формы работы, которые можно использовать в библиотечной работе.
 
«ЧАС НЕВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»

По-настоящему культурный человек должен не просто уметь читать, он должен уметь читать с выражением. Это значит, он должен правильно произносить звуки, правильно ставить в словах ударение, при прочтении целого предложения – делать паузы, а еще – расставлять смысловые акценты и передавать эмоциональное содержание текста. Читать выразительно учат всех детей во всем мире. Порой с этой целью проводят специальные уроки, занятия и даже целые конкурсы. Читать невыразительно тоже учат. Например, в школе юного юмориста и просто в школе на уроке русского языка. Очень полезная штука.


Несколько учеников берут какой-либо текст и по очереди читают его, одновременно соблюдая заданное преподавателем условие. Тот, кто вызовет при этом у остального класса наибольший приступ хохота, получает отметку «5». Над кем смеются чуточку меньше, получает «4» и т.д. Затем ученики выполняют второе задание и вновь получают оценки. Порой на одном занятии ученикам дается до 10 заданий. Вот несколько примеров этих заданий:
.. читать только по слогам;
.. делать неправильное ударение в словах;
.. читать, «как пономарь», то есть не делать пауз между словами;
.. делать паузы где попало, даже посередине слова;
.. читать вместо буквы «р» – «л», вместо «в» – «ф» и т.д.;
.. не произносить ни одной гласной буквы;
.. читать «окая» или «акая»;
.. читать, зажав нос пальцами;
.. читать с набитым ртом;
.. читать все предложения, как вопросительные и т.д..
В конце занятия тем, кто получал при выполнении заданий только «5», выдается медаль «Отличник невыразительного чтения».

ГРИММТАГ

«Гриммтаг» можно перевести с немецкого как «праздник, посвященный памяти Якоба и Вильгельма Гримм». А кто такие братья Гримм – не надо объяснять никому, их сказки каждый знает с детства.
В программу Гриммтага обычно входит множество мероприятий: от научных конференций лингвистов-фольклорщиков  до аукционов по продаже личных вещей знаменитых братьев. Но самым ярким событием дня был и остается «Конкурс инсценированных сказок братьев Гримм». В этом конкурсе бывает два отделения: «Традиционное» и «Новаторское». В «традиционном» отделении нужно инсценировать сказки, максимально сохраняя их сюжет и язык. В «новаторском» отделении сказки можно и нужно переделывать. То есть, сохраняя идею и образы сказки, нужно ее осовременить: представить, как события, описанные в сказке, могли бы происходить сегодня. При этом и профессии героев, и язык должны быть современными, а не старинными. Разрешается превращать сказку в мюзикл, оперу или балет.
Желательно, чтобы дети сами выбирали сказку и решали, какой сценарий написать, распределяли роли, изготовляли костюмы, но, конечно же, не без помощи взрослых. Затем проводятся репетиции, потом выступление. Победителям конкурса традиционно вручается подарочное издание сказок братьев Гримм.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОЛЕЙБОЛ

Как играют в волейбол, знают все, кто в него играл. В «интеллектуальный волейбол» играют точно так же, только вместо мяча используют вопросы, а вместо ловкости рук – эрудицию.
Игра начинается с того, что на прямоугольной площадке устанавливаются 12 стульев: по 6 для каждой команды. Стулья команд стоят на некотором расстоянии друг от друга, по 3 в ряд и «лицом» к противнику. Игру начинает по жребию одна из команд. Сидящий в дальнем углу игрок этой команды – «подающий» – задает первый вопрос. Команда-противник должна этот вопрос «отбить», то есть ответить на него. Но ответить нужно строго по правилам. Прежде всего, при ответе нельзя советоваться между собой – ведь в волейболе летящий мяч принимает только один игрок, а не вся команда. Поэтому один из игроков принимающей команды (тот, кто первым поднимет руку и скажет: «Мяч мой!») предпринимает попытку ответить. Если попытка оказалась успешной и ответ дан правильно, этот игрок посылает уже свой вопрос «через сетку» – и теперь наступает пора отвечать противнику. Если же попытка оказалась неудачной и ответ был дан неправильно, это еще не проигрыш, потому что в волейболе существует правило «трех касаний» – три человека могут дотронуться до мяча прежде, чем он упал или улетел к противнику. Так и здесь – после того, как судья сказал: «Ответ неверный», второй игрок может поднять руку, крикнуть: «Мяч мой!» – а потом назвать ответ. Если и второй игрок ошибется, есть еще и третья попытка: третий эрудит-волейболист может попытаться ответить. И только после того, как все три попытки окажутся безуспешными, подающая команда заработает очки и получит право задать следующий вопрос. Следует добавить, что:
.. время на каждый «прием мяча» (на каждый ответ) следует ограничить 10 секундами, то есть в целом на три попытки команде дается 30 секунд;
.. если в течение 10 секунд никто не отвечает – «не принимает мяч», – считается, что «мяч» упал на площадку, и очко приобретает подающая команда;
.. игра продолжается до 15 очков;
.. после успешного приема вопроса и зарабатывания очка «на чужой подаче» можно, как в волейболе, сделать переход, то есть предложить игрокам пересесть со стула на стул.
 А еще в «интеллектуальном волейболе», как и в настоящем, очень важно качество «мяча», то есть качество вопросов. Лучше всего, если вопросы будут на одну тему (например: «Музыка», «История», «Природа» и т.д.).
Было бы очень неплохо, если бы вопросы команды ставили заранее и дали на проверку судье (взрослому). И, конечно же, вопросы не должны быть «заумно-неберущимися».

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСТЕРИАДА»

«Математическая остериада» – это почти то же самое, что и «математическая олимпиада», но с двумя отличиями. Первое заключается в том, что на «остериаде» не решают задачи, а придумывают их. Второе отличие – в самих задачах. Если на «олимпиаде» задачи бывают традиционно скучными, то на «остериаде» все задачи должны быть нетрадиционно смешными.
Например: «В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 375 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич в поисках своей невесты?» (решение: 4 х 375 х 9 = 13500 // Задачник Г. Остера).
Длится «остериада» 2 часа. Во время первого часа участникам вслух и с выражением читают задачи из вышеупомянутого задачника Г. Остера. Делается это с определенной целью: будущие задачесоставители должны проникнуться духом веселой математики, они должны почувствовать, чем смешная задача отличается от обычной.
На втором часе «остериады» начинается главное – придумывание новых задач. Для этого на доске пишутся примеры, которые и предстоит превратить в задачи. Примеры могут быть такими:
4 + 12 = 16
(2 + 8) х З = 30
28 – 9 = 19
12 : (10 – 6) = 3
56 : 4 = 14
(30 x 2) : 45 = 1,5
7 x 3 = 21
 Примеры могут быть и другими, посложнее: чем старше дети, тем сложнее задачи.
Всего задач нужно придумать столько же, сколько написано примеров.
Задачи, как положено на «олимпиаде», аккуратно переписываются на двойной листок и сдаются проверяющему. Проверяющий оценивает остроумность задач и через несколько часов (или на следующий день) сообщает результаты проверки.
Победителю вручается награда – книга Г. Остера.




6 комментариев:

  1. Где Вы берете такие идеи замечательные?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, идей на самом деле целое море, плюс маленький океан. Эти идейки нашла в интернете. Я их складываю, как и Вы, себе в папочку. Иногда просматириваю копилку, выуживаю идеи и делюсь с читателями.

      Удалить
    2. хм:-) А я уже рассказывала о папочке своей?))) Или это у всех методистов, библиотекарей, библиографов такие запасы?

      Удалить
    3. Рассказывали-рассказывали! Уже пару раз промелькнуло в комментариях. А папочки должны быть у каждого библиотекаря, библиографа, методиста. Хорошо тем, у кого голова как флэшка - много памяти; все отсортированно по темам как в ББК;быстрый и удобный поиск. К сожалению, моя "флэшка" временами требует перезагрузки и форматирования, а также лечения от вирусов.

      Удалить
    4. ))))) У меня к папочкам еще и флэшка))только уже на 16 Г мало, все время перезагружать приходится)))

      Удалить
    5. главное, чтоб не полетела флэшка, а то жалко потерянной информации!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...