воскресенье, 3 июня 2018 г.

Поездка в Марьино

Становится хорошей традицией отмечать День библиотек интересными поездками. В прошлом году мы посетили усадьбу Юсуповых в Ракитном, в этом году мы съездили в Марьино, усадьбу князей Барятинских.
Марьино находится около села Ивановского Рыльского района Курской области. Мы ездили на автобусе, дорога в отличном состоянии. Можно добраться из Курска, мы ехали из Белгорода.
Барятинские – русский княжеский род, отрасль князей черниговских. Родоначальник - князь Александр Андреевич (XVI колено от Рюрика), сын князя Андрея Всеволодовича Мезецкого, получивший в удел Барятинскую волость в Мещовском уезде (будущей Калужской губернии) (по берегам реки Клетоме). От трёх из четырёх его сыновей - князей Григория, Фёдора и Льва Александровичей - пошли три ветви рода.
В XVII веке Барятинские были включены в список родов, получающих боярское звание заочно. В XVIII столетии также занимали высокие должности.
В родословной Черниговских князей, находящейся в «Бархатной» и других родословных книгах показано, что сын великого князя киевского Владимира Святославовича, крестившего русскую землю, великий князь Ярослав Владимирович посадил сына своего - великого князя Святослава Ярославовича в Чернигове и от него пошли князья Черниговские. Великий князь Михаил Всеволодович Черниговский, правнук великого князя Святослава Ярославовича, назвал пятого сына князем Юрием, который был прозван Торусским и Оболенским. У князя Юрия второй сын, князь Всеволод, имел внука – князя Александра Андреевича Борятинского, чьи потомки, князья Борятинские, служили российскому престолу в знатных чинах и жалованы были от государей поместьями.
Дворцово-парковый комплекс основан князем И.И. Барятинским. Князь Иван Иванович Барятинский (1767-15 июня 1825, Ивановское, Курская губерния) -  известный в своё время англоман и агроном из рода Барятинских, крупный землевладелец. 
Иван Иванович Барятинский.
Портрет работы Э.Виже-Лебрён, ок. 1804
Единственный наследник своего отца, знаменитого дипломата И.С. Барятинского. В 1806-12 гг. русский посол при дворе короля Баварии в Мюнхене.
По праву рождения принадлежал к самой верхушке русского общества. Внук фельдмаршала принца Голштинского. Мать Екатерина происходила из дома Глюксбургов; её единокровный брат - прадед датского короля Кристиана IX.
В 1780 году был записан на службу поручиком Екатеринославского кирасирского полка и адъютантом Потёмкина, а в 1790 году пожалован в камер-юнкеры и переведён в Семёновский полк. Капитан с 1795 года, он зачислился волонтером в армию, действовавшую в Польше, 1 января 1795 года награждён орденом св. Георгия IV-го кл.
Павел I пожаловал ему в 1799 году родовое командорство Мальтийского ордена, но затем, вследствие столкновения с Ростопчиным, он был удалён от двора. Александр I пожаловал Барятинского в 1801 году в действительные камергеры и причислил к миссии в Лондоне, где он женился на дочери лорда Шерборна.
 Портрет княгини Барятинской (Френсис Мэри Дюттон; 1777—1807)
1807. Боровиковский.
Произведённый в 1804 году в тайные советники, он в 1806 году был назначен посланником в Баварии. Здесь он в 1813 году женился на немецкой графине Марии Келлер (1793-1858), с которой прожил до конца жизни и имел семерых детей - четырёх сыновей и трёх дочерей.
Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожд. Келлер (1793-1858) с сыном Владимиром.
 Неизвестный художник. 

Портрет М.Ф.Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 г.Р. Лефевр. 
Отозван в 1812 г., после чего оставил службу и поселился в своём курском имении селе Ивановском, центре его обширных владений (в Курской и Харьковской губерниях у него было более 20 тыс. душ). Барятинский посвятил всю свою жизнь устройству имений и применению на практике приобретённых им во время заграничных путешествий агрономических познаний. Отношения к крестьянам были установлены на разумных началах. Несколько лет, проведённых в Англии, сделали из Барятинского англомана, и в своей деятельности он поставил себе образцом английского богатого и образованного родовитого лендлорда, заботящегося о своём хозяйстве и о просвещении народа.
В своём любимом Ивановском он устроил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где можно было найти всё, что в состоянии дать богатство, соединённое с утончённым вкусом.




Усадьба создавалась как основное место пребывания княжеской семьи; барский дом задумывался, видимо, как символ достоинства и величия княжеского рода. Создание усадьбы пришлось на период с 1811 по 1820 годы. Работы велись в соответствии с проектом курского архитектора Карла Гофмана (датируется 1811-12 гг.)
Первоначально дворец назывался Избицкий дом, потому что находился на берегу реки Избица, но позднее его стали называть «Марьино», как и всю усадьбу, т.е. именем второй жены владельца.
Все работы выполнялись местными крестьянами и наёмными грабарями из Белоруссии под руководством английского мелиоратора И. Гулета.

В 1817 г. на круглом острове Большого марьинского пруда была построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. 




В ее центре стояла беломраморная статуя «Рождение Венеры» - работа итальянского скульптора К. Фенелли. 
На втором, овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для жены. 


                          

Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.
В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические «кошары» (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. 
Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня и соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду.

Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент «Орел», символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 г. в память о подвигах А.И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. 


Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клён, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников.





Для строительства княжеской резиденции нужны были грамотные умельцы и специалисты, для чего сотни крепостных прошли учёбу у столичных мастеров. Благодаря им Марьино уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где, как вспоминал главноуправляющий имением В. А. Инсарский: «каждый, кому нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои усадьбы ценными деревьями и кому нужно было приобрести телёнка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское».
Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утончённости и высокой аристократичности.
В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами(теперь они золотые). 


 Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. 
В этом зале проходили балы. На балконе располагались музыканты. 




  
Стены зала украшены великолепными росписями, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль.

На втором этаже находились приёмные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир. 
Князь И.И. Барятинский задумал свой дом как родовое семейное гнездо, обитатели которого не должны были чувствовать себя оторванными от культурных центров. Средства, вкус и честолюбие позволяли ему приобретать самые знаменитые и редкие произведения отечественных и зарубежных художников и скульпторов.






«Шептальная» комната. Если встать в угол по диагонали и что-то говорить шепотом, то собеседник, стоящий в углу услышит речь, а все остальные нет. Проверено лично.



Книжный шкаф. Находится в детской комнате. Очень красивый и очень тяжелый. Говорят, что Гудериан хотел вывезти, но не смогли поднять.
В первую очередь князь заказывал картины, отображавшие историю рода Барятинских и портреты членов семьи. По заказу князя датский скульптор Б. Торвальдсен изваял статую Марии Фёдоровны (ныне оригинал её хранится в музее Б. Торвальдсена в Копенгагене, а копия, выполненная его учеником Ф. Биссеном, находится в музее им. А. С. Пушкина в Москве).

Портреты Ивана Ивановича выполняли Ф. Рокотов и Э. Виже-Лебрён. Художник Антонио Бруни выполнил картины «Посев», «Урожай» и др. Позднее во дворце появилась картина художника Горшельта «Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 году», при котором под руководством А. И. Барятинского был взят в плен вождь горцев Шамиль.

Картинную галерею Барятинских составляли сотни произведений мастеров итальянской, немецкой, французской, голландской и русской живописи. Полотна Тициана, Тьеполо, Пуссена, В.Л. Боровиковского и др. украшали интерьеры дворца.
Сыновья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание Марьино в течение XIX в. продолжало пополняться великолепными произведениями искусства. В коллекцию художественных ценностей следует отнести и собрания часов, бронзовых, фарфоровых и хрустальных изделий (особенно две большие вазы, на которых изображён фамильный герб князей Барятинских), оружия, светильников и др.
 Немногочисленные подлинные предметы мебели князей Барятинских.


В усадьбе Марьино действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли от сорока до шестидесяти отличных музыкантов. Здесь ставились драматические музыкальные пьесы, исполнялись произведения всех известных музыкальных композиторов того времени, а также сочинения самого И. И. Барятинского, который страстно любил музыку. В его концертах принимали участие соседи, известные музыканты братья графы Виельгорские. Сам Барятинский так увлекался музыкой, что упрекал себя в потере времени и поэтому запретил учить музыке сыновей, воспитание которых составляло одну из главных его забот.
В 1815 году у него родился старший сын, и уже в этом году он составил программу его воспитания, а в 1821 году написал «Conseils à mon fils ainé» («Советы старшему сыну»). Барятинский стремился сделать из своего сына прежде всего честного человека и хорошего христианина, а затем развить в нём самостоятельность, деловитость, чтобы подготовить его к роли крупного землевладельца, который должен улучшить быт своих крестьян и иметь полезное влияние на соседних помещиков. Человек образованный, умный, даровитый, князь Барятинский был один из самых блестящих представителей высшего придворного общества.
По свидетельству князя А. Чарторижского, он отличался остроумием, подчас довольно колким. Граф П.X. Граббе так описывает его наружность: это был высокий, видный, тонкий мужчина, с правильными чертами лица, коротко подстриженными волосами с проседью; «жест скорый, нетерпеливый, общее выражение светского человека и знатности». 
Барятинский скончался 15 июня 1825 года. Был похоронен в фамильном склепе в крипте Покровской церкви на территории усадьбы Марьино около села Ивановское. В 1930-х годах могила была разграблена, а прах сожжён.
Князь Иван Барятинский имел восемь детей от двух браков:
Первая жена с 1806 года Френсис Мэри Дюттон (1777-1807), дочь лорда Шэрборна, умерла при родах. Её сестра была женой Томаса Говарда, 16-го графа Саффолка.
Дочь Елизавета Ивановна (1807-1867), из-за хронических болезней оставалась на попечении своих английских родственников. В 1840-е гг. брат Александр в лондонском суде безуспешно добивался перевода опеки над Елизаветой на себя.
Вторая жена с 1813 года графиня Мария Фёдоровна Келлер (1792-1858), дочь прусского дипломата, благотворительница. «В своё время, по общим отзывам, была великолепнейшею из дам большого света как по замечательной красоте своей, так и по роскоши, которою она окружала себя».
Дети:
Ольга Ивановна (1814-1876), с 1832 года замужем за графом Владимиром Петровичем Орловым-Давыдовым (1809-1882).
Александр Иванович (1815-1879), генерал-фельдмаршал; женат с 1862 года на княжне Елизавете Дмитриевне Орбелиани (1835-1899).
Леонилла Ивановна (1816-1918), фрейлина, с 1834 года замужем за князем Львом Петровичем Витгенштейном (1799-1866); дожила до 102 лет. С точки зрения Александра Ивановича, была самой красивой из его сестёр.
Владимир Иванович (1817-1875), с 1845 года женат на Елизавете Александровне Чернышевой (1826-1902), статс-даме, дочери князя А.И. Чернышёва.
Мария Ивановна (1818-1843), фрейлина, замужем за князем Михаилом Викторовичем Кочубеем (1813-1876); одна из первых великосветских красавиц, умерла скоропостижно от лихорадки, в память о ней княгиня Барятинская открыла Мариинский приют для бедных женщин.
Анатолий Иванович (1821-1881), женат с 1842 года на Олимпиаде Владимировне Каблуковой (1822-1904).
Виктор Иванович (1823-1904), женат с 1855 года на Марии Апполинарьевне Бутеневой (1835-1906).
В 1825 г. после смерти Ивана Ивановича владельцем усадьбы стал его 10-летний старший сын Александр, а вдова Мария Фёдоровна прожила в Марьино ещё 6 лет, затем уехала с детьми в Петербург, и жизнь в усадьбе на некоторое время затихла.
В 1850 г., после отказа Александра Ивановича от своих наследственных прав, усадьбой Марьино стал владеть его брат, генерал-адъютант и обер-шталмейстер двора князь Владимир Иванович. Новый хозяин в имении бывал редко, но уделял ему достаточно много внимания.
В 1869 - 1873 гг. дворец Марьино был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И.А. Монигетти. Перестройкой руководил курский архитектор К.Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века.
После перестройки композиция здания приобрела ещё большую цельность. Прежде всего, дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, благодаря чему увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый. Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах. Огромные световые проемы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений.
В начале 1900-х гг. все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт. Перестройка дворца в Марьино - редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу. Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев.
Богатейшая библиотека редких книг Александра Ивановича Барятинского была завещана его брату Виктору Ивановичу Барятинскому. В библиотеку вошли крупные собрания книг известных библиофилов: графа И.М. Виельгорского, археолога П.М. Строева, ученых И.А. Гурьянова и А.Ф. Гильфердинга, книголюба В.И. Касаткина и др. Это, в основном, и определило состав книг и рукописей библиотеки Барятинских. В библиотеке также имелось множество старинных грамот, масонских рукописей, манускриптов эпохи Великой французской революции, автографов выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры.
Особо следует выделить оду «Вольность» А.  Радищева, редчайший экземпляр «Душеньки» И.Богдановича, изданной П. Бекетовым в 1811 г., книжечку стихов «Недолгий отдых в Тульчине» будущего декабриста князя Александра Петровича Барятинского, изданную в 1824 г. в Петербурге.
Музыкальный раздел библиотеки составляли произведения для оркестра, инструментальных ансамблей, для пения, фортепиано и гитары, сольные и хоровые вокальные произведения и театральная музыка, всего 556 сочинений. Здесь были также альбомы с русскими, итальянскими и старинными французскими романсами и песнями 18 в.
Виктор Иванович согласно пожеланию старшего брата передал все книги и рукописи в Исторический и в Румянцевский музеи Москвы. В настоящее время книги из коллекции А.И. Барятинского хранятся в Историческом музее, в Российской государственной библиотеке им. В.И. Ленина и в Исторической библиотеке.
Накануне Первой мировой войны Марьино в составе майората перешло к Владимиру Владимировичу Барятинскому.
В 1918 - 1919 гг. местные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность «общества». Затем ими была организована охрана имения. Работники Музейной комиссии при Наркомпросе России – «эмиссары восемнадцатого года» А. В. Грищенко, Н. П. Киселев, В. И. Раевский - совершили гражданский подвиг, сумев во время войны и разрухи добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить её в Москву, где она и поступила в музейный фонд. Оттуда сокровища были распределены в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку иностранной литературы. Картины из Марьино украшают сейчас музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Краснодара, Рязани, Воронежа, Н. Новгорода и т.д.
В 1923 г. вещи Шамиля, пребывавшего во дворце в 1868 г. были переданы в музей Дагестанской республики. Портреты князя Ивана Ивановича кисти Ф. С. Рокотова и французской художницы Элизабет Виже-Лебрён хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи. В Курскую областную картинную галерею поступили картины В. Д. Поленова «На Тивериадском озере» (1889), «Портрет Протасовой» В. А. Тропинина, «Водоворот Иматра» П. П. Соколова, «Парк в Марьино» пейзажиста А. Н. Шильдера, небольшие работы И. К. Айвазовского, акварели Е.Д. Поленовой и др.
В 1919-1922 гг. в Марьино размещался сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 г. в усадьбе располагался дом отдыха наркомата обороны, а затем санаторий ЦИК СССР.
В 1936 г. в Марьино отдыхал М. И. Калинин, по совету которого для изыскания кирпичей на постройку школы была разрушена Покровская церковь в селе Ивановском. При этом фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц, находившихся в подвальном помещении храма. Школа была сооружена на фундаменте церкви, а бывшую усыпальницу превратили в школьную котельную и склад угля.
В 1940 г. дом отдыха ликвидировали, а во дворце открылась школа политруков, где вместе учились татарский поэт Муса Джалиль и будущий генеральный секретарь КПСС и глава советского государства Л. И. Брежнев.

Во время Великой Отечественной войны Марьино чудом уцелело: Гитлер, узнавший о знаменитой усадьбе, в пору летних успехов немецких войск 1941 г. подарил ее генералу Г. Гудериану, и немецкие войска тщательно охраняли дворец от собственных же мародеров. Спустя два года, при отступлении, немецкое командование отдало приказ взорвать Марьино, но усилиями местных партизан усадьба была спасена.
После войны в Марьино помещался сначала госпиталь, а потом дом отдыха для раненых лётчиков.
В октябре 1952 И. В. Сталин подписал распоряжение о преобразовании бывшего имения кн. Барятинских в санаторий Управления делами ЦК КПСС.
В 1980 г. были начаты работы по капитальному ремонту и реставрации Марьино, которые планировались к завершению в 1995 г., но с исчезновением в 1991 г. КПСС, а равно ЦК и его Управления делами, судьба Марьино снова оказалась под вопросом, но, в конце концов, санаторий оказался на балансе Медицинского центра при правительстве Российской Федерации. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.
















Регулярный парк площадью 200 гектаров - настоящее царство природы. Здесь есть и «ухоженная» французская часть, и «дикая» английская: цветочные куртины и дорожки, фигурно подстриженные живые изгороди сменяются романтической чащей лиственных и хвойных деревьев и кустарников - их более 120 видов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий