понедельник, 2 апреля 2018 г.

Зажги синим


#зажгисиним, #2апреля, #аутизмговорит

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Библиотека-филиал №19 присоединилась к этой дате и подготовила тематическую подборку «Зажги синим», на которой представлены книги, журнальные статьи посвященные проблеме аутизма. Также представлены памятка «Что такое аутизм» и памятка «7 фактов об аутизме».

Аутизм - это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.

1.     Баенская Е. Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми / Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. -№ 1. - С.46-54.


В данной работе анализируются возможности применения рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми. Рассматривается основная направленность, содержание авторского метода сюжетного рисования и возможные формы его продуктивного использования при разных вариантах синдрома аутизма. Описанный метод может быть использован и в развивающих занятиях с обычными детьми, что послужит хорошей профилактикой эмоционально-волевых нарушений в будущем.

2.     Баенская Е. Р. Нарушения активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста / Е. Р. Баенская // Дефектология. - 2013. -№ 3. - С.27-34.

В статье рассматриваются и анализируются различные проявления нарушения поведения самосохранения и исследовательской  активности, характерные для детей с аутизмом раннего возраста.

3.     Дети и подростки с аутизмом : психологическое сопровождение / О. С. Никольская, Е. Е. Баевская, М. М. Либлинг и др. - 2-е изд. - Москва : Теревинф, 2008. - 216 с. - (Особый ребенок).

В книге подробно описываются закономерности проявления синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. В книге отражены результаты многолетнего опыта работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями аутистического спектра: родителям таких детей, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, психологам, дефектологам, врачам.

4.     Нет «необучаемых» детей : книга о раннем вмешательстве : [сборник] / Н. Б. Баранова и др. ; под ред. к.б.н. Е. В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 345,[1] с. - (Коррекционная педагогика).

В книгу вошли работы сотрудников Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов - от проблем диагностики до особенностей программ раннего вмешательства для детей с когнитивными, двигательными, социально-эмоциональными и множественными нарушениями. Кроме того, в книгу вошли работа шведского специалиста профессора Б. Берьесона о взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка и совместная статья профессора Б. Берьесона и сотрудников Института, посвященная новым подходам к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми потребностями.
Книга может быть интересна профессионалам (педагогам, врачам, психологам, социальным работникам), которые оказывают помощь детям со специальными потребностями, а также студентам и преподавателям профильных высших учебных заведений.

5.     Никольская О. С. Аутичный ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. -  4-е изд., стер. - Москва : Теревинф, 2007. - 284,[2] с., [1] отд. л. цв. ил. : ил. - (Особый ребенок).

Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

6.     Переверзева Д. С. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском аутизме / Д. С. Переверзева // Дефектология. - 2010 . -№ 2. -С. 31-39.

В статье проанализированы современные данные о функциональной организации зрительной системы человека и представлен план диагностики зрительной когнитивной функции. Описаны особенности развития данной сферы у детей с синдромом раннего детского аутизма. Выделены общие и специфические закономерности нарушения ее развития. Представлена методика коррекции зрительной когнитивной функции с помощью применения парных призматических линз.

7.     Плаксунова Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом/ Э. В Плаксунова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 3. - С.27-31.

Статья посвящена актуальным вопросам обучения детей с аутизмом. Организация процесса обучения детей с аутизмом рассматривается на примере адаптивного физического воспитания, важность и  первостепенное значение которого не вызывают сомнения. Представлен комплексный системный подход в выборе путей педагогического воздействия. Выявлены положительные стороны применения физических упражнений в режиме дня учащихся с аутизмом. Определены условия, оказывающие существенное влияние на обучение ребенка с аутизмом выполнению целенаправленных движений. Приведены правила и приемы, рекомендуемые к использованию в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Перечислены компетенции и психологические установки специалиста по адаптивному физическому воспитанию

8.     Плаксунова Э. В. Исследование двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей с аутизмом / Э. В. Плаксунова // Дефектология. - 2011. -№ 3. - С. 44-55.

В статье представлены результаты исследования двигательной сферы учащихся младших классов с аутизмом. Дается описание программы тестирования моторики. Проводится сравнение с возрастной нормой. Выявляется динамика развития двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей с аутизмом.

9.     Реуцкая О. Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход, развитие: книга для родителей / О. Реуцкая. - Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ» : Феникс, 2011. - 159 с. : ил. - (Мир вашего ребенка).

Появление ребенка с нарушениями развития для любой семьи - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, социальных ресурсах, поддержке родных и друзей и квалифицированной помощи специалистов.
Родителям «особых» детей очень трудно справиться с недугом ребенка в одиночку. Но в нашей стране им практически не к кому обратиться за помощью. Коммерческих центров лечения детей с патологией нервной системы немного. Мер системной государственной поддержки нет. Но самое печальное, что в наше время детей с особенностями развития становится все больше и больше.
Проблемы зачастую выявляются случайно, подчас стихийно и - самое страшное - запоздало, а главное, решаются родителями самостоятельно, учитывая финансовые и другие возможности.
В книге рассказано, как:
 с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться;
 находить контакт с ребенком, понимать его, видеть и чувствовать, что с ним происходит;
 шаг за шагом развивать его познавательные способности, расширять возможности двигаться, общаться, осознавать себя и окружающий мир;
 в тесном партнерском взаимодействии со специалистами успешно преодолевать многие трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных ежедневных дел;
 выстроить жизнь своих детей так, чтобы она приносила им радость, а не превращалась в каскад трудностей, болезней, преград и разочарований.

10.  Рубан О.В. Традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра / О. В. Рубан // Дефектология. - 2012. - № 4 .-С. 14-22.

В статье представлен опыт преобразования традиционных приемов русского пестования младенца его матерью в методы психологической коррекции общения детей с расстройствами аутистического спектра. Пестование рассматривается как целостная система, стимулирующая развитие ребенка. Изложены особенности применения фольклорных форм в коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны результаты исследования в области развития взаимодействия в диадах «мать-ребенок» с помощью данного метода.



Комментариев нет:

Отправить комментарий