Клубы и кружки как социально-культурное явление имеют глубокие исторические корни. Клубная деятельность людей, организованная на основе взаимного интереса в свободное от повседневных жизненных забот время, существует, наверное, столько, сколько существует само человечество. Так, уже в античности для греческой цивилизации были характерны любительские сообщества («лесхи»), предполагавшие бескорыстный взаимный интерес их членов и стабильную организационную структуру.
«Клуб», в современном понимании этого слова, возникает на более поздней стадии общественного развития. По мысли B.И. Даля, «клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений». Специалисты по клубоведению понимают под «клубом» добровольное объединение людей на основе единства их целей, задач, интересов, деятельности, места и времени общения. Важно отметить, что клубом называют только такое объединение, в котором свободная коллективная деятельность людей носит общественно значимый характер, не является асоциальной. «Клуб, – замечает C.С. Комиссаренко, – есть продукт культуры человека, его преобразовательной деятельности, направленной на обустройство себя и окружающего мира». Другими словами, клуб создают для того, чтобы удовлетворить духовные потребности, развить природные задатки и способности, реализовать разнообразные интересы и в конечном счете творческий потенциал личности.
Признаками клуба называют: стабильный состав участников, наличие совместной деятельности на основе общего интереса, свободный выбор занятий, оформленность группы, регулярность встреч и др. Наряду с понятием «клуб» в профессиональной литературе также используются понятия «клуб по интересам», «любительское объединение», «читательское объединение», «творческое объединение». «Объединение» по смыслу означает тот же клуб, но с более сложной организацией и функциональной структурой. Добавление слов «любительский» или «по интересам» свидетельствует о том, что в основе лежат интерес человека к чему-либо, его увлеченность, призвание, наклонности, заложенный в нем творческий потенциал. Зачастую сам участник клуба не может объяснить причину и природу своего увлечения (хобби).
Первоначально клубы получают распространение в Англии XVII века. Условным моментом возникновения английских клубов считается 1652 год, когда в Англию был завезен кофе. Летописец Самюэль Пэппис упоминает таверну «Кофейный клуб», в которой собирались его друзья, чтобы обменяться новостями, обсудить их. У кофеен-клубов позже появились постоянные посетители: в одной собирались торговцы, в другой – солдаты, в третьей – брокеры и т. д. Сначала вход в клубы был свободным, однако потом заведения стали закрытыми для чужих. Женщинам вход в клубы был строго запрещен. Старейшие члены клуба принимали решения о допуске новых, собирались членские взносы, вводились различные ограничения. В дальнейшем клубы стали перебираться из кофеен в специально построенные здания. В России первый Английский клуб был открыт в 1770 году в Петербурге. Членами клуба являлись В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.
Клубы при библиотеках получают распространение в 20-е годы XX века. В резолюции 1-го Съезда библиотечных работников РСФСР (1-7 июля 1924 года) подчеркивалось, что массовая работа библиотек «должна быть рассчитана на впечатление формой, воздействие влиянием на зрение, слух, на любознательность людей, используя театральные клубные массовые действия». В массовых библиотеках страны открываются клубы самых различных направлений. Зачастую библиотека и клуб, особенно в сельской местности, находятся под одной крышей. Так, например, в отчетном докладе Комитета ВКП(б) Ухтинского уезда отмечалось, что «в уезде имеется 7 изб-читален, 3 клуба и 31 красный уголок. В каждом очаге культуры работает 5-7 кружков. В библиотеках и кружках-читальнях проводят беседы, спектакли, громкие читки, обсуждения газет и журналов и др.».
Мощным импульсом для дальнейшего развития клубов при библиотеках стало принятие «Положения о любительском объединена, клубе по интересам» (июль 1986 года). В официальном документе были определены основные направления содержательной деятельности клубов. На основе данного признака были выделены:
- • объединения общественно-политической направленности (клубы политической информации, политклубы, клубы избирателей, клубы международников, клубы философов и др.);
- • объединения интернационалистической, патриотической и военно-патриотической направленности;
- • объединения производственной и научно-технической направленности (клубы деловых встреч, клубы экономистов, новаторов, рационализаторов и изобретателей, клубы технического творчества – радиолюбителей, технического моделирования, картинга и др.);
- • объединения естественно-научной направленности (любителей астрономии, садоводов, цветоводов, аквариумистов, собаководов, любителей кошек и др.);
- • объединения морально-этической направленности (дискуссионные клубы);
- • объединения эстетической направленности (любителей музыки, театра, кино, литературы, песни, изобразительного искусства, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т. п.);
- • физкультурно-оздоровительной направленности.
В «Положении о любительском объединении, клубе по интересам» были изложены основные принципы формирования клубных объединений, освещены вопросы организационно-методического характера. Так, регламентирующей документацией клуба были названы: положение (устав), план работы, дневник мероприятий, список участников. В уставе общим собранием членов клуба утверждаются все основные стороны организации и деятельности:
- 1) наименование клуба, кем организован, где и для кого;
- 2) цели и задачи клуба;
- 3) права и обязанности членов клуба;
- 4) построение клуба и органы самоуправления;
- 5) атрибуты клуба (девиз, эмблема, гимн).
В 1970-1980-е годы в массовых библиотеках получили распространение клубы различной содержательной направленности: общественно-политические, военно-патриотические, литературно-художественные, дискуссионные, краеведческие. Одни из них открывались официально «сверху», другие – «снизу»: исключительно по инициативе читателей.
В те годы государство и партия, опираясь на библиотеку как на идеологическое учреждение, уделяли большое внимание созданию общественно-политических клубов для молодежи в стенах библиотек. Согласно инструктивно-методическому письму «Об усилении контрпропагандистской деятельности библиотек», методическим рекомендациям «На фронтах идеологических битв» (М., 1984) библиотеки страны получили предписание организовать одежные общественно-политические клубы. И такие клубы – Планета», «Мир», «Планета наших дней», «Истина», «Прометей» – были повсеместно открыты. На заседаниях проводились: политинформации, обзоры новинок общественно-политической литературы, устные журналы, встречи с интересными людьми, публицистами – авторами книг для молодежи, редакциями молодежных изданий; устраивались политбои, политтурниры, диспуты и др. В некоторых библиотеках были открыты «клубы политической книги», на заседаниях которых обсуждались новости политики, публицистика, литературные новинки по избранной тематике, устраивались тематические и читательские конференции.
В 1986-1987 годах, уже на волне перестройки, «снизу» создаются различные читательские объединения: «Клуб любителей журнала „Огонек“», «Клуб читателей газеты „Московские новости“», «Клуб читателей газеты „Аргументы и факты“» и др. Аудитория данных объединений носит смешанный, гетерогенный характер. На встречах читатели обсуждали текущие политические события, публицистические статьи С. Андреева, Ю. Афанасьева, А. Гельмана, И. Клямкина, В. Коротича, Р. Медведева, А.. Нуйкина, А. Стреляного, Д. Травина, Ю. Черниченко, Н. Шмелева, Е. Яковлева и др.
Военно-патриотические клубы («Юный патриот», «Комсомолец», «Юный моряк», «Поиск», «Пламя», «Родник», «Подвиг», «Мужество», «Прометей») были предназначены в основном для молодежи. Заседания проходили в виде встреч с ветеранами-фронтовиками, уроков мужества, военных игр, конкурсов исполнителей военно-патриотических песен и т. д. Многие военно-патриотические клубы были нацелены на поисково-исследовательскую работу. Особой популярностью, как показывает опыт деятельности клубов по интересам при библиотеках, пользовались в 1970- 1980-е годы клубы литературно-художественного направления («Вдохновение», «Лира», «Гармония», «Литературные беседы», «Встреча», «Собеседник», «Зеленая лампа», «Палитра», «В мире прекрасного», «Свеча» и др.). Основной целью литературно-художественных клубов являлось развитие художественного вкуса их членов по принципу «Развлекая, просвещать и привлекать к активной творческой деятельности» – в области литературы, музыки, кино, изобразительного искусства, театра, художественной самодеятельности и народного творчества и т. д. Организация литературно-художественных клубов при библиотеках вносила существенные изменения в комплектование фондов. Так, в массовых библиотеках, где были открыты литературно-музыкальные гостиные, салоны или литературно-художественные клубы, зачастую создавались отделы (сектора) искусствоведческой, нотно-музы-кальной литературы, фонотеки, арттеки, видеотеки и т. п.
Наличие большого массива документов по профилю клуба, в свою очередь, становилось определенным стимулом для привлечения новых членов. В рамках литературно-художественных клубов также было организовано добровольное взаимоиспользование фондов личных библиотек участников. Работу литературно-художественные клубы осуществляли в тесной координации с другими творческими организациями, музыкальными училищами, художественными школами. Доброй традицией ЛИТО (литературно-творческих объединений) явилось обсуждение на заседаниях клуба еще не опубликованных произведений. При этом открытые заседания литературных объединений, на которых, подчас нелицеприятно, разбирались стихи, рассказы или пьесы начинающих писателей, специально приглашенных на заседание ЛИТО, привлекали других читателей библиотеки. Такие открытые заседания клубов приносили несомненную пользу как членам клуба, так и самим молодым писателям, оттачивали их литературное мастерство.
Коренные общественно-политические, экономические и культурные изменения, произошедшие в жизни нашей страны на рубеже веков, наложили глубокий отпечаток и на деятельность клубов при библиотеках. В наши дни только в общедоступных муниципальных библиотеках (ЦБС) России работает свыше 14 ООО клубов.
Сравнительный анализ деятельности клубов по интересам в библиотеках Ленинграда – Санкт-Петербурга на 01.01.1987 и на 01.01.2005 гг. показывает, что за последние 20 лет количество клубов при библиотеках фактически увеличилось в 1,3 раза (в 1987 году зафиксировано 52 клуба, в наши дни – 67 клубов). Однако значительно сократилась доля общественно-политических и дискуссионных клубов для молодежи (с 9 до 5 процентов). Сегодня во многом изменилась содержательная составляющая клубной работы в условиях библиотек. Так, обращают на себя внимание многочисленные клубы общения для пользователей различного возраста. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения». Именно в общении во многом реализуются все остальные функции клубной деятельности. Общение помогает восполнить недостаток внимания со стороны социума к личности пользователя. Общение среди единомышленников («равных среди равных»), где человека готовы выслушать, понять и принять, доставляет участнику клуба искреннюю радость, чувство удовлетворенности, человеческой сопричастности и солидарности. В клубы общения приходят не потому, что не с кем поговорить, а потому что пользователи свободно могут говорить о том, что их волнует, – о наболевшем. В клубах общения важен порой не столько предмет обсуждения злободневных проблем, сколько сам процесс коммуникации. Например, в 1991 году в Центральной библиотеке № 219 ЦБС «Черемушки» г. Москвы был создан клуб «Общение» для ветеранов войны и труда:
В московской городской библиотеке
Есть уголок общенья для людей,
Является он добрых рук твореньем,
Как яркий свет звезды среди ночей.
(Из стихотворения, посвященного десятилетию клуба)
Девиз клуба: «Свобода, фантазия и мечта». Гимном стала песня «Я люблю тебя, жизнь!». В программе клуба: тематические вечера, читательские конференции, встречи с поэтами и писателями, артистами, литературно-музыкальные композиции, костюмированный бал-маскарад «Новогодний огонек» и многое другое. Вот уже более десяти лет работает клуб «Ветеран» в ЦБС г. Ярославля, в котором ежемесячно собираются пожилые люди. Они охотно посещают заседания: слушают обзоры новинок, лекции, проводят встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний и др. Совместно с районным Советом ветеранов в библиотеке организовали хор, и теперь члены клуба часто выступают с концертами и на других библиотечных мероприятиях. Библиотека помнит, что для многих ветеранов войны и труда, лиц пожилого возраста, людей с ограниченными физическими и психическими возможностями, особенно проживающих в сельской глубинке, клубы общения остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч, отдыха.
Другой группой пользователей, успешно объединяющихся в клубы общения, являются женщины. Как правило, это любительницы рукоделия, кулинарии, всегда готовые поделиться своими знаниями по вязанию, шитью, вышиванию, рецептами по приготовлению и консервированию продуктов на зиму и т. д. Женские клубы носят соответствующие названия: «Девичник», «Кисейная барышня», «Хозяюшка», «Умелые мастерицы», «Подружки», «Рукодельница», «Сударушка», «Поморская горница» и др.
Возрождение традиций семейного чтения и создание целой сети библиотек семейного чтения способствовали открытию клубов семьи, которые объединяют сегодня представителей разных поколений – от мала до велика. Консолидация семьи, духовное единение «отцов» и «детей», улучшение взаимопонимания, диалог между поколениями – таковы насущные задачи клубов. На заседаниях их участники активно обсуждают проблемы воспитания детей, организации быта и свободного времени. С принятием «Национальной программы чтения» и усилением поддержки читающих семей во многих библиотеках страны были открыты клубы семейного чтения, клубы читающих семей. В наши дни библиотеки страны успешно разрабатывают и внедряют досуговые программы, ориентированные на читателей разных поколений, По содержательному наполнению наиболее востребованными в наше время являются клубы по интересам:
- • краеведческие;
- • исторические;
- • литературно-художественные;
- • фольклорные;
- • садово-цветоводческие;
- • экологические;
- • физкультурно-оздоровительные.
«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробами (А. С. Пушкин) отличает духовно развитого культурного человека от Ивана, не помнящего родства, от манкурта. Без знания своих исторических корней нельзя ни понять, ни оценить по достоинству прогресс или регресс в общественной жизни, как и невозможно представить будущее без прошлого и настоящего. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям любовь и уважение к памяти предков; обогатить новыми знаниями и открытиями историко-культурное наследие Малой Родины, вызвать гордость за своих талантливых земляков и т. д. Заседания краеведческих клубов проходят в виде чтений, выступлений с докладами и рефератами, вечеров-портретов, встреч со знаменитыми земляками, вечеров воспоминаний, презентаций творческих работ местных авторов и т. п. Особый интерес вызывает организация при библиотеках различных творческих объединений: ЛИТО, арт-студий, любителей театра, киноискусства, видео, анимации, веб-дизайна и др. При этом большинство из созданных любительских объединений предназначены для детей и юношества. Например, при Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского (юношеский отдел) существует клуб любителей литературного творчества «Питер Пан». Там собираются ребята, которые сами сочиняют стихи, малую прозу, публицистику. Клуб даже выпускает газету с работами ребят под названием «Подоконник». Вместе с тем лучшие стихи и рассказы участников клуба публикуются в еженедельной городской газете для детей и подростков «Пять углов». Первые публикации не только почетны и приятны для членов клуба, но и стимулируют авторов к дальнейшей продуктивной творческой деятельности.
Самого пристального внимания заслуживает организация при библиотеках театральных объединений. Театр в библиотеке существовал еще с конца XIX века, но в наши дни кроме традиционного драматического театра открыты и другие – кукольные, пальчиковые, театр книги, театр теней. В некоторых библиотеках созданы специиальные центры по развитию интеллектуальных и творческих способностей пользователей. Работа этих центров обычно отличается высоким методическим уровнем, когда используются инновационные разработки в области педагогики и психологии, внедряются в практику авторские программы личностного роста и развития творческих способностей читателей.
В наше время также получают распространение клубы по экологическому просвещению. Действительно, благополучное будущее планеты и нашей Малой Родины во многом зависит от решения проблем окружающей среды, от экологической культуры каждого жителя. В рамках клубов по интересам экологического направления («Эколог», «Природа», «Юный эколог», «Лесная газета», «Человек и природа», «Эколожка», «Друзья природы», «Лесовичок», «Флора») проходят «круглые столы», брейн-ринги, уроки по экологии, диалоги о природе, экологические КВНы, экспресс-информации, литературно-познавательные игры, занимательные конкурсы и др. Активно работают при библиотеках клубы любителей сада, огорода, цветов: «Лютики-цветочки у меня в садочке», «Горицвет», «Урожайные грядки», «Огородник», «Орхидея», «Вершки и корешки», «Цветная мозаика», «Вишенка», «Огородная Академия» и др.
Необходимо также отметить широкую деятельность клубов любителей здорового образа жизни: «Здоровье», «В краю здоровья», «Родник здоровья», «Здоровячок», «Помоги себе сам», «Неболейка», «Будь здоров», фитнес-клубов.
При библиотеках открыты коллекционно-собирательские клубы: филокартистов, филателистов, филофонистов, любителей миниатюрной книги и др.
Клубы библиофилов или собирателей редких книг позволяют наладить через публичную библиотеку обращение фондов из личных собраний, более интенсивное использование редкой книги и материалов, связанных с книжной тематикой: плакатов, экслибрисов, значков, памятных монет и т. п.
Публичные библиотеки сегодня активно развивают клубную деятельность. Вместе с тем библиотекарям приходится еще сталкиваться со множеством нерешенных проблем.
1. Организация клубов по интересам в условиях библиотек требует высоких ресурсных затрат – финансовых, технических, кадровых, энергозатрат со стороны библиотекаря. Зачастую в сметах библиотек даже не предусмотрены расходы на данный вид Деятельности, отсутствуют свободные помещения для проведения занятий клубов, нет квалифицированных кадров.
2. Отмечаются недостатки организационного плана: любительские объединения работают от случая к случаю; не всегда программа клуба содержит интересные и адекватные формы работы; слабо используются инновационные достижения и опыт других объединений, низок уровень информационно-методического обеспечения и др.
В отличие от клубов по интересам или любительских объединений, где руководство осуществляется органом самоуправления – будь то совет, бюро, правление, президиум, избранный общим собранием всех клуба, – кружки имеют более простую структуру и функции.
Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы. Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в публичных библиотеках страны открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. Так, под крышей библиотеки успешно работают:
- 1) кружки ремесел и рукоделия («Умелые руки», «Очумелые ручки», «Волшебный лоскуток», «Золотая игла»), по вязанию, вышиванию, бисероплетению, гончарному делу, оригами, изготовлению поделок из природных материалов;
- 2) кружки мягкой («Мягкая игрушка»), глиняной игрушки;
- 3) краеведческие кружки;
- 4) драмкружки;
- 5) изокружки («Волшебная кисточка», «Шелковая кисточка», «Послушная глина»);
- 6) кружки по кулинарии;
- 7) танцевальные кружки.
Порой именно библиотека становится центром сохранения традиций местных народных промыслов – лепки фигурок из соленого теста («Лепота») или вязания пуховых платков, выделки глиняных игрушек или изделий из кожи.
Особо надо выделить деятельность кружков, связанных с продвижением книги, библиотеки, чтения. В библиотеках организованы кружки переплетного дела («Друзья книги», «Книжкина больница»), библиотечного дела («Юный библиотекарь»), кружки по культуре чтения. О последних – немного подробнее.
Культура чтения является важной составляющей Человека читающего («Homo legens»). Теория чтения подробно анализирует и характеризует признаки, отличающие человека книжной традиции – читателя от нечитателя, рассматривая феномен чтения как неотъемлемый и весомый атрибут культуры.
Как показывает история, проблема культуры чтения активно разрабатывалась педагогами по внешкольному образованию (В.П. Вахтеров, А.У. Зеленко, П.Ф. Каптерев, Е.Н. Медынский, Н.А. Рубакин и др.) начиная с конца XIX века, а также философами (В.Ф. Асмус, С.И. Поварнин), которые определяли процесс чтения в первую очередь как интеллектуальную деятельность человека (познавательно-коммуникативный акт).
В широком смысле слова под культурой чтения понимается вся совокупность знаний, умений и навыков личности на трех стадиях чтения: докоммуникативной (выбор литературы); коммуникативной (восприятие или понимание прочитанного) и посткоммуникативной (работа с прочитанным). Для тех, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам профессионального мастерства, предлагаем организовать кружок по культуре чтения. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
1. Выявить интересы читателей и найти целевую группу потенциальных участников кружка. Кружок по культуре чтения может быть создан как для однородных, так и для смешанных разновозрастных групп. Надо учитывать, что в смешанных группах развивать подобную деятельность намного сложнее, чем в однородных.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу занятий для кружковцев. (Примерная программа кружка по культуре чтения дана в Приложении 6.) Решить вопросы организационно-методического характера – закрепить удобное помещение для проведения занятий, согласовать режим работы, обеспечить информационную поддержку деятельности кружка и др.
3. Довести информацию об открытии кружка до заинтересованных пользователей по всем доступным каналам рекламирования.
4. Предложить методику «обратной» связи, критерий и показатель эффективности внедрения новой формы работы. Оперативно координируя деятельность разных структурных подразделений библиотеки, необходимо добиваться такого положения, чтобы участники кружка по культуре чтения становились полноправным «сильным звеном» при проведении других мероприятий библиотеки – презентаций книг, обсуждений литературных новинок, встреч с писателями, конкурсов, дискуссий и т. д. Надо помнить, что кружок – это лишь зона ближнего развития. Опираясь на принцип «от простого к сложному», начинающий библиотекарь (а потом и команда единомышленников) со временем сможет достичь библиотечных вершин, превратив кружок в клуб.
Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.
Ха, коллеги! Искала материал по клубам и кружкам и нашла в своем блоге совершенно случайно! Выдал поисковик, зашла и ... О, чудо!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Как раз искала,то что нужно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьРада,что информация пригодилась.
Удалить