Терапевтическая сказка
нацелена на конкретного ребенка и на решение отдельной проблемы. Сказка - это именно тот
способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети.
Все мы в
своей жизни рассказываем другу другу множество историй. Вот и воспитательная
сказка должна содержать не только волшебство, но и реальные ситуации, которые
произошли именно с вашим ребенком. Например, если у ребенка фобия темноты, то сказка про темноту замечательно справится с этой
проблемой. Вы можете не только сочинять свои собственные сказки, но и
использовать авторские, дополняя их новыми реальными деталями, описывая те
чувства, которые испытывает именно ваш малыш в данной ситуации, те действия,
которые совершает именно он.
Например: «Таня очень боялась темноты. Каждый
раз, перед сном, она просила маму не выключать ночник. В темноте девочка
натягивала одеяло до подбородка и с опаской смотрела по сторонам. Ей все время
чудились притаившиеся чудовища в глубине комнаты.»
Правила сочинения терапевтической сказки:
1. Сказка
должна быть короткой (умещаться в 15 минут).
2. Негативные слова должны быть уравновешены позитивными. Например, содержать
не только «боялся», «дрался», «боль», «нежелание», «переживания» , но и
«доброта», «радость», «смелость», «победа», «красивый», «умный», «веселый». Все
должно быть в меру. Чересчур позитива не поможет решить проблему, а избыток
негатива только привьет психологическую проблему.
3. Вы можете сочинять сказку совместно со своим ребенком, подсказывая ему выходы из той или иной затруднительной ситуации, задавая наводящие вопросы.
4. Если сказка направлена на переосмысление чего-то негативного, то главный герой не должен носить имя вашего ребенка (сказка, где главный герой учится говорить правду, быть смелым, не ябедничать и т.п.). И наоборот, если вы хотите привить хорошее качество, то главный персонаж должен иметь такое же имя как и ваш малыш (сказка, в которой главный герой спасает животных или человека, помогает бабушке перейти дорогу и т.п.)
5. Сказку лучше начинать абстрактно: «Жили да был в одной сказочной стране (в одном городе, на одной улице, на далеком острове) и т.п.» Так вы освободите место для детской фантазии, ведь ребенку будет трудно представить то (при указании реального), где он никогда не бывал.
3. Вы можете сочинять сказку совместно со своим ребенком, подсказывая ему выходы из той или иной затруднительной ситуации, задавая наводящие вопросы.
4. Если сказка направлена на переосмысление чего-то негативного, то главный герой не должен носить имя вашего ребенка (сказка, где главный герой учится говорить правду, быть смелым, не ябедничать и т.п.). И наоборот, если вы хотите привить хорошее качество, то главный персонаж должен иметь такое же имя как и ваш малыш (сказка, в которой главный герой спасает животных или человека, помогает бабушке перейти дорогу и т.п.)
5. Сказку лучше начинать абстрактно: «Жили да был в одной сказочной стране (в одном городе, на одной улице, на далеком острове) и т.п.» Так вы освободите место для детской фантазии, ведь ребенку будет трудно представить то (при указании реального), где он никогда не бывал.
Для примера несколько терапевтических сказок:
"Маленький Белый гриб и его шляпка" - терапевтическая сказка для детей со встроенной метафорой преодоления трудностей;
"Светлячок" - Направленность: Чувство неполноценности. Ощущение собственной "незначительности". Страх неудачи, неуверенность;
"Тимошка и Темнота" - терапевтическая сказка на преодоление боязни темноты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий