вторник, 4 октября 2011 г.

Сказкотерапия. Использование сказок в работе с подростками и старшеклассниками


Готовясь к циклам мероприятий с использованием сказкотерапии, наткнулась на интересные разработки коллег. Решила их выставить на всеобщее обозрение, а не жадничать. И как девушка порядочная и законопослушная, даю ссылку, откуда это взято.
Некоторые считают, что жизнь – это одно, а сказки – это нечто нереальное. Но на самом деле, сказки – это часть жизни, это одна из форм жизни. Конечно, погружение в мир сказок переключает наше восприятие от других забот, но потом мы возвращаемся к проблемам «реального» мира с некоторым новым опытом, новым отношением.
           
Факт заключается в том, что сказки меняют нашу жизнь, они несут некую магию, некую мистерию – в лучших смыслах этих слов. До и после сказки наш мир немного разный. Что-то произошло, пока появлялась сказка. В наших душах? В мире? В наших взаимоотношениях с людьми и обстоятельствами?
            Специалисты считают, что наиболее удачной формой работы с подростками и старшеклассниками в целях развития самосознания являются тренинговые упражнения, использующих скрытые ресурсысурсы психосурсы психологической сказки.
   
Упражнение: «Знакомство»
         Цель: расширение представлений участников о самих себе как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях.
            Приветствие:
            Группа приветствует друг друга какими-либо жестами, в дальнейшем все обсуждения происходят в кругу.
            Инструкция: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

Упражнение: «Сказочный педсовет»
         Задачи:
              развитие способности видеть ситуацию с разных сторон;
            ▪ выработка различных моделей поведения в реальной жизни с помощью сказки.
            Необходимые материалы: карточки с названиями ска­зочных персонажей.
«Королевский Двор»
         «Мы с вами путешествовали, со­здавали Волшебную Страну, населяли ее сказочными героями. Сегодня вы сами превратитесь в сказочных героев, жителей Сказочной Страны».
         Каждому участнику дается карточка с названием какого-либо сказочного персонажа. Карточки раздаются так, чтобы в итоге число мужских и женских персонажей получилось рав­ным. Среди сказочных персонажей обязательно должен быть король, так как он становится ведущим игры. Количество кар­точек должно быть не менее 20 штук, для того чтобы их можно было перемешать в произвольном порядке.
         «Сейчас мы все попали на Королевский Двор, и вам нужно представиться: кто вы, откуда прибыли, чем можете быть по­лезны и т. п. (Участники представляются.) Мы познакомились друг с другом и теперь давайте решим: какая же проблема собрала нас здесь?»
         Выбирается какой-нибудь персонаж из присутствующих, проблема, связанная с ним, после чего Король начинает игру. Игра продолжается до тех пор, пока заявленная проблема не будет решена так, чтобы решение устраивало всех членов Ко­ролевского Двора и персонажа, из-за которого она возникла.
Деролинг (выход из роли и/или игровой ситуации)
         Каждый участник произносит фразу «Я не (имя персонажа), я - (собственное имя)».
            Затем участники игры обсуждают, что происходило:
            ▪ Какие чувства испытывал проблемный персонаж?
            ▪ Какие чувства испытывали остальные члены Королевско­го Двора? (Можно предложить высказаться по кругу каждому.)
            ▪ Было ли найдено оптимальное решение проблемы?
            ▪ Было ли сложно принимать участие в обсуждении про­блемы? Если да, то почему?

Упражнение: «Выбор пристанища для души» 
            Инструкция ведущего:
            - Сегодня мы с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической, почти сказочной истории.
            Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоявшие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, длившееся три года. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи – для человеческих тел. Оно рассыпало человеческие тела на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел в силу своей организации вновь собирались вместе в нужную структуру, и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с телами птиц или зверей, ни с цветами или деревьями, ни с какими другими неживыми предметами.
            Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным. И тогда было найдено решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как?
            Ученые пришли к выводу, что поскольку кроме человеческих тел все остальные тела и предметы сохранятся, следует найти способ «переселить» в них души людей на те три года, в течение которых будет действовать излучение. А когда излучение прекратится и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души в принадлежащие им тела.
            Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и в конце концов справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу или животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.
            Представьте себе, что и вы, как и другие люди, оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление?) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести те три года, в течение которых ваше тело будет рассыпано на атомы. Чье тело или какой предмет вы выбрали бы, окажись в такой ситуации?
            Участники группы задумываются. Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает:
             - Не следует забывать и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
             Дается пятнадцать минут на то, чтобы написать маленькое сочинение о том, в какое животное, птицу, рыбу, растение или какой-то предмет участник тренинга хотел бы превратится. Необходимо объяснить в этом сочинении, почему сделан именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?
            Важно, чтобы подростки писали сочинения самостоятельно, не мешая друг другу и не подглядывая в чужой текст. Драматическая ситуация, предложенная ведущим в этом упражнении, обычно глубоко затрагивает участников, заставляет переживать довольно сильные эмоции. Для усиления эффекта погружения в ситуацию во время написания подростками сочинений можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.
            Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.
            Ведущий продолжает:
            – Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец, время действия излучения миновало. Ученые начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок они стали разыскивать каждого из вас. Давайте поможем им в этом. Попробуем определить по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а вы высказывайтесь – кто, по-вашему, автор каждого из них. Если вы услышали собственное сочинение, не подавайте виду, дайте возможность порассуждать другим.
            Перетасовав листы, ведущий по очереди зачитывает сочинения участников, не называя авторов. Если группа смешанная по половому признаку, то ведущему следует так переформулировать некоторые предложения, чтобы не было ясно из текста, кто автор – мальчик или девочка. Например, вместо начального предложения «Я хотел (хотела) бы превратиться в…» ведущий может сказать: «Автор этого сочинения хотел бы превратиться в…». Это затруднит угадывание и придаст большее оживление процедуре. Интересно, что во многих группах определение авторства сочинений происходит достаточно быстро и безошибочно. Когда все участники группы найдены, ведущий поздравляет всех с возвращением в свои тела.
            После завершения упражнения следует обсудить такие вопросы:
            ○ Что помогало вам определить автора сочинения?
            ○ Какие сочинения понравились вам больше всего? Что именно в них привлекает?
            ○ Какие превращения оказались для вас неожиданными?
            ○ Кого вы видели в образе не того существа или предмета, который выбрал сам человек, а совершенно по-другому? Почему?
            ○ Можно ли считать, что выбор человеком временного пристанища для своей души многое говорит о самом человеке?
            Упражнение позволяет участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях и ценностях. Обсуждение этой игры может вывести на разговор об очень серьезных вещах. В качестве иллюстраций приведем отрывки из некоторых сочинений подростков – участников игры.
         ...«Я бы хотел превратиться в птицу, лучше всего в орла. Почему? Потому что у него есть возможность передвигаться по миру, бывать в новых землях. Ведь сверху можно увидеть так много интересного. Быть растением или камнем скучно. Придется три года находиться на одном и том же месте и сдвинуться невозможно. А орел свободен и независим, я хотел бы тоже стать независимым – хотя бы на три года. А потом можно снова вернуться в свое тело».
            ...«Если бы нужно было в кого-нибудь «переселить» свою душу, я бы стала рекой. Я вообще очень люблю воду, а тут можно самой стать водой. Река может быть спокойной и бурной, быстрой, стремительной и неторопливой. У нее может быть разный, многосторонний характер. А самое главное – река полезна всем: водой она питает корни растений, дает пристанище рыбам, утоляет жажду животных. А ведь среди рыб, растений и животных наверняка будет много превращенных людей. Значит, я смогу быть нужной людям даже в эти три года, пока люди не имеют своих тел».
            ...«Я стану кошкой – пушистой, изящной, красивой кошкой. Мне это сразу стало ясно, потому что я люблю и понимаю кошек. Мне даже кажется, что когда-то в прошлой жизни я сама уже была кошкой. Я, по-моему, по характеру похожа на кошку: на ласку отвечаю добром, но пренебрежительного отношения не потерплю, могу и поцарапать. В кошке есть какое-то благородство, аристократизм. В теле кошки я легко смогу провести три года. А может быть, потом я и не захочу возвращаться в человеческое тело».
            ...«Чемодан. Да, я стал бы чемоданом. Это вещь прочная, надежная, три года точно выдержит. У чемодана есть преимущества. В нем можно сохранить много нужных вещей. А если там будут книги, то мне три года не будет скучно, я буду читать. В чемодане может оказаться много чего интересного. Я все сумею сохранить, и когда настанет срок, я порадую людей, вернув им нужные и ценные предметы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий