среда, 21 сентября 2011 г.

Интерес к книге. Как его развить?

Всем нам, родителям хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Для этого важно обратить свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге. Вашему вниманию предлагается тест. Ответив на десять вопросов, вы поймете, достаточно ли внимания уделяете для развития своего ребенка.


 


1. Хвалите ли вы ребенка, если видите в его руках книгу?
2. Исправляете ли вы речь ребенка?
3. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для беседы с ним?
4. Играете ли с ребенком в игры?
5. Поощряете ли интересы и увлечения ребенка?
6. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
7. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, книги, журналы?
8. Обсуждаете ли вы с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного?
9. С удовольствием ли ваш ребенок посещает детскую библиотеку?
10. Читаете ли Вы ребенку книги выразительно, с чувством?

За каждый ответ «да» — 4 балла; «иногда» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.

Если вы набрали в сумме 40 баллов, значит, в воспитании детей на правильном пути. Если меньше, не расстраивайтесь, но задумайтесь, впереди у Вас еще есть время наверстать упущенное.
Обращайтесь за помощью к детскому библиотекарю и преподавателю, которые окажут квалифицированную помощь в решении проблем чтения вашего ребенка.
Прочитайте статью и выберите советы по приобщению детей к чтению, которые вам понравились.
Привить интерес к чтению у современных детей — это сегодня непростая задача для родителей и для нас, библиотекарей. 
Самые простые советы родителям, как воспитать и поддерживать у детей интерес к чтению: 
Первое, что должны сделать взрослые, — записать ребенка в библиотеку. Это самый главный совет. Старайтесь, чтобы ваш ребенок дольше оставался «почемучкой». Любознательность развивает ум. Взрослые должны провоцировать любознательность ребенка: дети начинают задавать вопросы еще до того, как научатся говорить. Малыш находит предмет и приносит его в кулачке взрослому. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое. А затем уже обрушивается лавина вопросов. Доказано, что ребенок в первые свои годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Именно поэтому от вопросов своих детей уходить нельзя: недополученные в дошкольном возрасте знания затем оборачи-ваются интеллектуальным отставанием. Чаще спрашивайте у детей, когда им читаете: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?»
Ответ на вопрос должен быть абсолютно серьезным. Можно и трехлетнему ребенку рассказать о первобытном человеке, о звездах и планетах, о том, как устроен наш организм. Доступных книг для такого возраста очень много. То, что ребенку интересно, он обязательно запомнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией: он усвоит лишь то, что способен понять. Ребенок впитывает информацию как губка. Постарайтесь отвечать на вопросы без раздражения и максимально точно. Только так вы заложите фундамент правильного интеллектуального развития своего ребенка. Бесполезной информации, в сущности, нет: всякое знание способно принести пользу, если ему дать верное направление. 
Посещайте книжные выставки, которые проходят в детской библиотеке, участвуйте в спорах, интересных беседах о прочитанных книгах.
Поддерживайте игру ребенка, если он, например, после прочтения книги представил себя динозавриком или индейцем. Подхватите игру, придумайте вместе сказку, рассказ, стихотворение. 
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Поощряйте любопытство, любознательность и воображение.
Немаловажно чаще хвалить ребенка за то, что он проявляет интерес к прочтению книг. Всегда заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления от каждой прочитанной книги, и чтобы он мог о них рассказать. Регулярно посещайте библиотеку, спрашивайте у библиотекаря новинки детской литературы, читайте вместе новые книги. Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения.
Поиграйте в библиотеку. Современные дети разучились играть друг с другом. Увлеките детей во дворе. Попросите их принести во двор свои самые любимые книги, рассказать о них, обменяться друг с другом. Формировать «фонд» можно всем: и детям, и взрослым. Записаться в библиотеку — тоже. Так, казалось бы, банальный обмен книгами может превратиться в интересную игру для всего двора.
Сделайте с детьми копилку книжных удивлений. Собирайте в нее те факты и события, которые вы прочитали в книгах и которым вместе с детьми очень удивились. Ведь современные детские книги могут удивить не только ребенка, но и взрослых. Например:
1. Пиявка целых два года может не есть.
2. Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крылышками, шмель — 220, пчела — 440, комар — 550. Жужжащие звуки издают их крылышки. Для сравнения заметим, что про-пеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в минуту.
3. Если кто-либо тритона лишит хвоста, не беда — новый вырастет, не хуже старого. Дышит тритон хвостом.
4. За одну ночь крот может вырыть туннель длиной в 68 метров.
5. Великая Китайская стена протянулась через весь Китай. Это единственное рукотворное сооружение, видимое даже из космоса.
6. Высота Эйфелевой башни 300 метров.
7. Царь-колокол весит 180 тонн.
8. Черепахи живут 200-300 лет.
В вашей копилке может оказаться более 1000 таких интересных фактов. Пусть дети делятся с друзьями своими знаниями. Если учитель одобрит, пусть ребенок на уроке внеклассного чтения расскажет одноклассникам о самом интересном из вашей замечательной копилки. Ваше увлечение подхватят другие ребята. Вместе узнавать и познавать гораздо интереснее.
В доме должны быть детские книги. Их можно дарить детям к праздникам. Посещайте с детьми мероприятия, проводимые в библиотеке. Обсудите потом, что особенно понравилось на этих встречах с книгой.
Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать. Соревнуясь в чтении друг с другом, дети стараются читать больше. Расскажите детям о своей любимой книге, прочитанной в детстве. Разожгите их любопытство: прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу на видном месте. Ребенок обязательно дочитает книгу или рассмотрит иллюстрации.
Предложите детям написать продолжение любимого книжного сюжета. Это увлекательное занятие разовьет творческие способности вашего ребенка, и он станет меньше обращаться за помощью к вам или другим источникам в написании школьных сочинений.
Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. Напр
имер, по мотивам приключений и сказок.
Не оставляйте без внимания возникшие интересы вашего ребенка. Выбирайте в библиотеке книги на интересующие темы (например: звезды, динозавры, животные, растения)
Замечено, что после экранизации литературных произведений многие дети стремятся прочитать и саму книгу. Мы поощряем такие желания детей, разговариваем о том, соответствует ли фильм событиям, описанным в книге. Дети очень точно замечают, что в книге более полно и интересно рассказано о том или ином факте.
Зимний вечер может стать незабываемым для ребенка, если родители возьмут в библиотеке книгу для совместного чтения. Она может быть смешной, познавательной, поучительной, какой угодно, но всегда — умной, доброй. Затаив дыхание, ваш ребенок будет слушать. Такие теплые воспоминания из детства будут помогать вашему ребенку на протяжении всей его взрослой жизни.
Просите чаще ребенка почитать вам вслух книгу. Удивляйтесь, искренне хвалите, веселитесь вместе со своими детьми.
Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают, что они читают, какие темы их интересуют, а к очередному празднику или дню рождения сделайте «царский» подарок — хорошо оформленную книгу на интересующую его тему. Ребенок обязательно оценит ваше правильное стремление помочь ему в познании окружающего мира.
Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, возьмите в библиотеке книгу на эту тему. Познавательная передача и прочитанная книга оставят у малыша яркие впечатления. 
Не бойтесь сознаться, что какую-то информацию вы, взрослые, читаете впервые. Этим вы подчеркнете, что учиться и познавать новое можно в любом возрасте.
Если вы собрались в путешествие вместе с детьми, то почитайте о тех местах, в которых вы собираетесь побывать. Возможности у детской библиотеки огромные, и помочь увидеть мир через книгу — одна из наших задач.
Поиграйте, почитайте и посмейтесь вместе: разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи. Получается очень весело, например: «Расцветает на колесах миксер», «Мыслечиталка рисует зонтик-невидимку и прямо из воздуха обменивается новостями с кукольными глазками пушистого пришельца», «Невидимки и враги Барабулька и Почебука не дремлют, устраивая гонки по реке, в сырной атаке «беги быстрее»». 
Купите или возьмите в библиотеке энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга. Дома на видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении, назовите его «Умный ростомер». На нем можно иллюстрировать прочитанные книги и учитывать, сколько книг и за какой срок они прочитаны. Такой наглядный метод позволит подтянуть темпы чтения и даст старт для дальнейшего чтения.
Обратитесь к библиотекарю за советом, какие периодические издания для детей являются самыми интересными и читаемыми современными детьми.
Ребенку необходимо чувствовать себя взрослым, помогите ему: оформите подписку на детские журналы и газеты с учетом его интересов и увлечений. Поговорите о том, что интересного и полезного узнал ребенок из периодических изданий. 
Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Например, вырастить сад на подоконнике, сделать рукомойник для похода из пластиковых бутылок, своими руками приготовить подарки для близких и т. д.)
Пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по ролям, помогите подобрать костюмы, реквизит. Искренне хвалите детей за каждую прочитанную строчку. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком.
Не забывайте похвалить ребенка за любые, пусть даже самые незначительные успехи в чтении. Помните, что ваше доброе слово и помощь будет оценено вашими детьми. Подтверждением тому — стихи школьника Саши Корнилова:

Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисенка…
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь девчонка.
Будет ей, наверно, скучно
Или грустно даже станет.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку
Все равно, была бы книжка!

Надеюсь, что эти простые советы сделают ваше общение с ребенком в мире детских книг интересным и содержательным. Желаю вам приятного чтения!
 Статья отсюда: http://www.kungurlitera.ru/forum/242-2011-08-11-15-00-40.html?start=9

Комментариев нет:

Отправить комментарий