понедельник, 12 сентября 2011 г.

100-летие со дня канонизации Святителя Иоасафа

Совсем скоро - 16 -17 сентября Белгород станет центром паломнического движения. В эти дни Белгород посетят не только желающие приложиться к мощам Святителя Иоасафа, но и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, а также президенты России и Украины. Именно в эти сентябрьские дни состоится 100-летие со дня канонизации Белгородского Епископа Иоасафа (Горленко). Наша библиотека тоже внесла посильный вклад в празднование такой большой даты. 
 
9 и 12 сентября библиотека проводила час православия "Белгородский чудотворец" для особых детей.  Для них была подготовлена презентация, которая иллюстрировала жизнь и пастырское служение святителя.  Дети на удивление внимательно слушали сотрудника, задавали вопросы, знакомились с книжной выставкой «Духовный святитель земли Белгородской». 
 

Здесь я прикладываю сценарий мероприятия о жизни и пастырском служении Иоасафа, который адаптирован для восприятия особых деток.




«Белгородский чудотворец» -
час православия

О чудный, светлый Иоасаф!
Склоняюсь пред твоей гробницей
И возношу на небеса
Молитвы частой вереницей.
Ты свет Христов в людей вливал,
Соблазны, страсти разрушал.
Ты каждый день добро творил,
От зла себя и нас хранил.
Святой уголдник! Согрей любовью,
Из тьмы нас выведи на свет,
Даруй всем жителям здоровье
И защити от всяких бед.
В небольшом городке Прилуки  Полтавской губернии в сентябре 1705 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы во время совершения Божественной литургии, в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко, родился младенец-первенец. Родители были очень рады рождению сына, наследника и продолжателя их дворянского и православного рода.
         При крещении младенца нарекли Иоакимом. Несмотря на то, что семья жила в относительном достатке, родители приучали Иоакима, как и других своих детей, к умеренности, скромности, трудолюбию. Всякие излишества и праздность считались вредными и предосудительными. Родители хотели видеть своего сына-первенца наследником их имения и продолжателем воинских традиций рода Горленко, но Иоаким с детства проявлял интерес только к служению Богу.
Однажды, его отец сидел на крыльце и думал, как устроить жизнь своего первенца. Вдруг Андрей Дмитриевич увидел в небе Матерь Божию. А перед ней своего сына Иоакима, молящегося на коленях. Божья Матерь, идя на отрока, сказала «Довлеет мне молитва твоя». В эту минуту с неба спустился ангел и покрыл мальчика архиерейской мантией.

Со дня рожденья твоего Господь, владыка,
 Назначил путь тебе и славный и великий.
Тебя для подвига высокого избрал
 И мощь духовную тебе он даровал.
Сама Царица всех тебя благословила
И чудно мантией святительской покрыла,
И ты, ты твердо шел по этому пути,
Храня Божественный огонь в своей груди.

          Отец уступил желанию семилетнего сына, решившего поступить в школу Киевского Братского монастыря. Иоаким учился с увлечением и прилежанием и уже в 16 лет стал помышлять о монашеской жизни.
         После пребывания в школе он продолжил обучение в Киевской духовной академии, а затем втайне от родителей оставил учебу, уединился в Киево-Межигорский монастырь и принял монашеский постриг с именем Иларион.
         Через два года монаха Илариона перевели в воспитавшую его Братскую академию учителем. Здесь он был пострижен в мантию и назван Иоасафом. Кроме преподавания в академии Иоасаф Горленко, возведенный в сан иеродиакона, был членом Киевской духовной академии.
          В этот период жизни он начал трудиться на ниве пастырского служения – сначала в Киевском Братском монастыре, а затем в Киево-Софийском кафедральном монастыре.
 В июне 1737 года иеромонаха Иоасафа назначили настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии, который находился в то время в запущенном состоянии. Иоасаф добровольно принял на себя труды по сбору денег на восстановление обители.
Получив благословение митрополита Рафаила, он отправился в Москву и Петербург. В первопрестольной, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в ее придворной домовой церкви, Иоасаф произнес свое сильное по убедительности и богатое по содержанию Слово о любви к Богу и ближнему. Императрица была глубоко тронута речью молодого игумена и повелела выдать на Спасо-Преображенский собор две тысячи рублей. Вернувшись в свою обитель, Иоасаф энергично взялся за ремонт и благоустройство монастыря.
Поездка Иоасафа в столицу сделала его известным при императорском дворе. По личному указанию Елизаветы Петровны 14 сентября 1744 года он был возведен в сан архимандрита, а через полтора месяца назначен наместником  Троице-Сергиевой лавры.
В 1745 году архимандрит Иоасаф прибыл в лавру, которая за год до его приезда была опустошена пожаром. С огромной энергией принялся он за восстановление святынь знаменитой обители. Однако его служение в лавре оказалось непродолжительным.
В 1748 года скончался митрополит Белгородский и Обоянский Антоний (Черновский) и на его место Святейший Синод и императрица определили наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Иоасафа. В июне в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе в присутствии Елизаветы Петровны состоялось рукоположение Иоасафа (Горленко) в епископа Белгородского и Обоянского.
В то время Белгород был губернским городом, а Белгородская епархия - одной из самых обширных в России. Однако в духовном отношении она находилась в упадке. Епископ Иоасаф регулярно совершал обозрение епархии. Большое внимание он уделял религиозно-нравственному состоянию местного духовенства, работе учебных заведений, находившихся в пределах епархии. Одной из главных своих забот владыка считал помощь бедным. Он лично навещал обездоленных судьбой людей, неся им духовную и материальную помощь. Святитель часто посещал больных и приносил им исцеления.
Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия к бедным и неимущим. Так, перед великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в бедные дома, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды). Этому келейнику было сказано — положив дар у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену, для привлечения внимания хозяев, и поспешно удалиться.
Однажды перед праздником Рождества Христова келейник святителя заболел, и Иоасаф, пользуясь темнотою декабрьской ночи, оделся сам в простонародную одежду и, запасшись предметами подаяния, дождался, когда привратник архиерейского дома отлучился от своего поста, прошел незаметно в калитку ворот, и отправился к жилищам нуждающихся. Завершив свои дела и раздав дары, поздним часом возвратился святитель к воротам архиерейского дома. В это время там стоял привратник, и увидев входившего в калитку святителя, привратник окликнул его. Не желая быть узнанным по голосу, преосвященный не ответил на оклик сторожа, чем и возбудил его подозрение. В темноте сторож его схватил и заметив его простонародную одежду, начал допрашивать его, кто он и откуда. Святитель молчал, стараясь высвободиться из рук, но сторож, видя усилие его уйти без ответа, нанес ему несколько сильных ударов по спине. В этот момент привратник увидел лицо святителя, и узнав его, пришел в большой испуг. На следующий день, рано утром, св. Иоасаф позвал привратника в свои покои. Придя к святителю, испуганный привратник со страхом ожидал наказания. Каково же было его удивление, когда вдруг святитель Иоасаф стал щедро его угощать, наградив деньгами и одеждою за бдительность и с миром отпустил домой.
Здоровье его было слабым с молодых лет, и в годы епископского служения становилось все хуже. Чувствуя приближение кончины, он, с разрешения Святейшего Синода, отправился посетить родные места. Перед его отъездом был выстроен каменный склеп справа у Троицкого собора, в котором он завещал захоронить свое тело. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь, сам всем простил и благословил.
Посетив свое родное гнездо, святитель  Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, святитель Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 года умер.
Два с половиной месяца после кончины Святителя Иоасафа тело стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный для погребения тела Иоасафа священник Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Лишь 28 февраля 1755 года в окружении многочисленного сонма служителей церкви, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.
Спустя 2 года по погребении святителя Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным, но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать к гробу святителя многих больных, которые после совершении панихид допускались к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.
Народное почитание святителя Иоасафа началось сразу после его погребения. История канонизации святителя Иоасафа оказалась долгой и непростой. Почитаемый сначала как местночтимый святой, епископ Иоасаф Белгородский был причислен к лику святых только в начале 20 века. Это при том, что уже к концу 18 века паломничество к гробу святителя было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя. Он закрыл на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился святой Иоасаф и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были сняты.
В 1815 году жители Белгорода обратились к архиепископу Фиактисту с прошением о причислении Иоасафа к лику святых. Но Святейшему Синоду показались не достаточными факты, так как чудодейственные исцеления у гроба Иоасафа никем официально не были зарегистрированы и поэтому лишены достоверности. Новые попытки тоже оканчивались неудачей. 8 декабря 1910 года Святейший Синод вошёл с ходатайством к Государю Императору Николаю II о причислении к лику святых епископа Иоасафа (Горленко). 10 декабря царь утвердил доклад, на котором написал:
 «Благодатным представительством святителя Иоасафа да укрепится в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай.»
 Таким образом, император Николай II полностью согласился с предложением Синода. Было решено совершить торжественное открытие мощей святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года.
 И вот наступил долгожданный всеми белгородцами день - 4 сентября 1911 года. За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири и даже с Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгороде собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю - с 2 по 9 сентября, над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.
 После этих торжеств слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения святым мощам, был и сам император Николай II с семьей.
До декабря 1920 года святые мощи покоились в свято-Троицком соборе Белгорода. В это время они были срыты большевиками и отправлены вначале на несколько месяцев в Курск, потом в Москву, в Музей наркомзема. Но нетленные мощи Иоасафа и в Москве оставлять было «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. Тогда в соборе располагался музей атеизма и религии. Там тоже повторилась московская история.
В 1970 году директор музея получил указания убрать мощи из музея. Но мощи Святителя решили перепрятать  на чердаке работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников. Эту тайну они хранили более 20 лет.
И только в 1991 году, после проведенной идентификации мощи привезли в Москву, где до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. Так  ровно через 80 лет после канонизации Православной Церковью Белгородского Святителя его мощи вернулись в его престольный град и торжественным крестным ходом были перенесены в Преображенский кафедральный собор.
Всенощное бдение в этот день и Божественную Литургию 17 сентября 1991 года совершил в сослужении духовенства впервые посетивший город Белгород Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 2010 году в ходе реконструкций Свято-Троицкого бульвара один из жилых домов был снесен. На его месте были проведены раскопки студентами исторического факультета БелГУ. Было найдено сооружение из кирпичной кладки площадью 6 на 6 метров. На этом месте была пещерка Святителя Иоасафа, где он и был похоронен. Сейчас на этом месте построен стеклянный купол, закрывающий пещерку от непогоды. Сюда же перенесут мощи Святителя.
Святитель Иоасаф не только духовный пастырь, у него есть и литературный труд. На Пасху 9 апреля 1737 года будущий Святитель, тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской духовной академии, иеромонах Иоасаф приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения  - поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц». В ней изображается, как в борьбе с пороками человек из-за самонадеянности делается достоянием страстей и спасается от них только Господом Иисусом Христом.
Жизнь Иоасафа нашла  отражение и в литературе. Ему посвятили свои стихотворные строчки такие поэты, как И. Северянин, А. Платонова, А. Гиллессем, Е. Балясникова, М. Чокой, Г. Лукинский и другие почитатели святителя. Некоторые стихи переложены на музыку и их исполняют. Предлагаю вам прослушать песню «Святой Иоасаф Белгородский», в исполнении архидиакона Романа (Тамберга) и священника Алексея Грачева.

Все тихо, мерцает лампада,
Сверкая огнем голубым.
Таинственный свет разливая
Повсюду сияньем своим.
Среди тишины и покоя
Стою пред иконой святой,
И с жаркой слезой умиленья
Взираю на образ я твой.

Во имя Святителя Иоасафа освящены в епархии Престолы храмов, часовни, памятники, духовно-просветительские центры. В епархии издаются книги, научные исследования, литературные и публицистические произведения, посвященные житию, духовному наследию и чудотворениям Святителя Иоасафа. Имя Святителя Иоасафа носит Николо-Иоасафовский собор, детский духовно-просветительский центр, открытый 1 июня 2004 года, белгородская областная клиническая больница, именем Иоасафа названа одна из улиц Белгорода. В Грайвороне в 2001 году открыт Духовно-просветительский центр во имя Святителя Иоасафа Белгородского.
Установлен памятник святому Иоасафу, который возвели в 2004 году, недалеко от Троицкого кафедрального собора и архиерейского дома, где жил и совершал свое пастырское служение Иоасаф.
После семидесяти лет забвения имя святителя Иоасафа вновь вернулось православному миру. И мы снова с любовью и надеждой идем к великому святителю и чудотворцу Иоасафу – Небесному покровителю Святого Белогорья.

Жизнь твоя служит нам правилом мудрости,
Кроткий твой образ, — примером любви.
Море духовное! в нашей ты скудности
Благость свою прояви.
Пусть же погибнет, как прах, своеволие!
Пусть лишь мольба живет в наших сердцах:
Будь нам заступник, храни обездоленных, —
Божий угодник, святой Иоасаф!


Комментариев нет:

Отправить комментарий